Разработка рабочих программ по предмету. Рабочие программы по предметам: рекомендации к составлению Кто должен утверждать рабочие программы учителя

Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.

1. Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.

Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

С другой стороны, рабочая программа учебного курса должна стать тем «настольным» документом для учителя, который конкретизирует предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный учитель в данных условиях сможет их достичь.

  1. Нормативно-правовые основы создания рабочих программ учебных курсов.

В соответствии с ФГОС НОО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебного курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.

Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:

· II , ст. 9, п. 6 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ) основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

· в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (раздел III , п. 16) программы отдельных учебных предметов являются неотъемлем частью ООП;

· в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (гл. III , ст. 32, п. 2 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.

При создании рабочей программы учитель должен опираться на

· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);

· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (разделы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», «Требования к структуре ООП»);

· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· Закон РФ «Об образовании» (ст атья 9 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ «Образовательные программы» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»).

Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.

1. Историческая справка

Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.

Понятие «Рабочая программа учебного курса» в прежнем нормативном поле не существовало. Это понятие не было закреплено ни в стандарте 2004 года, ни в действующей тогда редакции Закона РФ «Об образовании». Таким образом, учитель опирался в своей работе на примерную (типовую) программу, как на документ регламентирующий содержание программы учебного курса и не разрабатывал никаких отдельных документов.

В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.

Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.

Эта лекция поможет учителям осознать новое понятие «рабочая программа учебного курса» и соотнести его с уже устоявшимися понятиями учебных программ.

2. Виды программ

Учебная программа курса

Все рассматриваемы в предыдущем разделе программы в общем случае называют учебными программами курсов . Учебная программа курса - это нормативно-правовой документ, в котором должны быть зафиксированы ожидаемые результаты обучения в рамках данного курса, краткое описание содержания курса, с перечислением изучаемых тем, рекомендации по объему времени, требуемому для изучения каждой из тем.

В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.

· Примерные программы учебных курсов,

· Рабочие программы учебных курсов

Примерная программа учебного курса.

По действующему в настоящий момент законодательству разработка примерной учебной программы курса относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования (ст. 28 п. 19. закона РФ «Об образовании»).

Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостностиобразовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Рабочая программа учебного курса.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.

Важным замечанием о рабочей программе нам представляется то, что составляться она должна на весь период изучения курса (если курс рассчитан на 4 года обучения, значит, и рабочая программа должна быть составлена на 4 года обучения). Это положение объясняется тем, что важнейшим разделом рабочей программы является раздел «результаты освоения учебного курса». Очевидно, что этот раздел может быть разработан только с учетом всего периода изучения курса.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

  • особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
  • статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
  • образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • особенностей контингента обучающихся;
  • авторского замысла педагога.

3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.

Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:

а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;

е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.
  • Учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  • Системность и целостность содержания образования.
  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» на данный момент не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.

4. Структура рабочей программы

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).

Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

  • требований к структуре основной образовательной программы ФГОС НОО;
  • требований результатам освоения основной образовательной программы;
  • объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач основной образовательной программы школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.

Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

· общую характеристику учебного предмета, курса;

· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.

· титульный лист;

· пояснительная записка;

· планируемые результаты изучения курса;

· тематический план;

· содержание учебного предмета по годам обучения;

· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);

· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· список литературы (основной и дополнительной);

· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист (приложение 1) должен содержать:

· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;

· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

· наименование учебного предмета (курса);

· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· срок реализации данной программы;

· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;

· год составления программы.

5. Порядок утверждения рабочей программы

Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Один экземпляр утверждённых рабочих программ может храниться в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй находиться у учителя для осуществления учебного процесса .

6. Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.

Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС

Проектирование рабочих пр...твии с требованиями ФГОС


Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:


Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:


Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре - нормативы физической подготовки.
  • По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:


Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:


Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

Как в действующем, так и в новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавлива­ются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Понятие рабочей программы

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций региональных методических служб рабочие программы включают следующее содержание:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  • технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов;
  • рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся).

К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Структура рабочей программы

В соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты по окончании изучения курса;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • содержание учебного предмета по годам обучения;
  • внеурочная деятельность учащихся по предмету;
  • контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др).

Возможные затруднения

Создание рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:

  • описание требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения;
  • необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала;
  • разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

Администрирование рабочей программы

Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:

  • рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
  • ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
  • при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
  • при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
  • рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
  • после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

Делопроизводство и контроль

Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.

Рабочая программа по учебному предмету

Образовательного учреждения

Порядок разработки содержания и утверждения учебного плана образовательного учреждения регламентируется статьей 14 и 32 закона РФ «Об образовании».

В статье 14, посвященной вопросу общих требований к содержанию образования отмечается, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно ». Между тем, там же подчеркивается, что «основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами».

Порядок разработки и утверждения образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) определяется компетенцией образовательного учреждения (ст.32).

Та же статья указывает на ответственность образовательного учреждения за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.


По определению учебный план это план организации образовательной деятельности в рамках основных образовательных программ, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности учащихся в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.

Существует определенный порядок разработки и утверждения учебных планов:

1. Учебный план утверждается ежегодно до начала нового учебного года.

Разработка плана осуществляется на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, БУП Алтайского края. Процедура утверждения плана включает в себя следующие обязательные этапы:

а/ Проект учебного плана должен пройти обсуждение в педагогическом коллективе , среди родительской общественности, в органе государственно-общественного управления ;

б/ Утверждение на педагогическом совете оформляется протоколом, учебный план обязательно к протоколу прилагается;

в/ Прошедший обсуждение проект учебного плана утверждается приказом директора;

г/ На утвержденном учебном плане обязательно делается отметка об утверждении (номер, дата приказа).

Следующим этапом является организация работы с рабочими учебными программами.

Рабочая программа учебного предмета разрабатывается на основании базисного учебного плана, учебного плана ОУ, примерных программ учебных курсов.

Рабочая программа учебного предмета рассматривается как совокупность учебно-методической документации:


· Пояснительная записка;

· Календарно-тематический план (разделы, темы программы);

· Планируемые результаты образования;

· Способы достижения и формы оценки этих результатов;

· Формы занятий (теоретические занятия, практические занятия);

· Приемы и методы преподавания;

· Виды деятельности учащихся;

· Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса)

Существует порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ непосредственно каждым учителем.

1. Оформляется титульный лист, имеющий следующую структуру:

· Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом;

· Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

· Наименование учебного предмета (курса);

· Указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· Срок реализации данной программы;

· Ф. И.О. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.