Охрана чопами общеобразовательных школ особенности. Кто имеет право на охрану школы

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

В статье речь пойдет о мерах по обеспечению безопасности детей и работников школы: антитеррористической, внутренней, пожарной, охране труда, информационной безопасности.

Формирование безопасной образовательной среды предусматривает контроль над исправностью систем пожаротушения, электроснабжения, организацией охраны труда, антитеррористической, информационной и экологической защитой. Техника безопасности в школе предусматривает создание таких условий для обучения и работы, которые не будут угрожать жизни и здоровью учащихся и работников, обеспечат сохранность материально-технической базы учреждения.

Техника безопасности в школе: распределение обязанностей по направлениям работы

Обеспечение безопасности в школах предполагает комплексную защиту от аварийных и чрезвычайных ситуаций, аспектов, угрожающих сохранности жизни и здоровья, целостности имущества. Административная и юридическая ответственность за безопасность всех находящихся на территории образовательного учреждения людей лежит на директоре школы и его заместителях. Обязанности по обеспечению безопасности в школе могут распределяться следующим образом:

  • заместитель директора по АХЧ занимается вопросами электро- и пожарной безопасности, составлением и проведением инструктажей по безопасности в школе, проверкой наличия сопроводительной документации;
  • замдиректора по УВР берет на себя организацию охраны труда, а его коллега - педагог-организатор - может проводить профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • замдиректора по обеспечению безопасности, если такой имеется в штате, отвечает за антитеррористическую защиту, организацию контрольно-пропускного пункта, курирование охранных служб, работающих в учреждении. Он активно участвует во всех мероприятиях касательно безопасности всех участников учебно-воспитательного процесса. Иногда на эту должность приглашают бывших сотрудников силовых структур, профессионально владеющих навыками обеспечения безопасности.

Обеспечение безопасности в школе является частью единой системы безопасности образовательных учреждений России, создание которой регламентировано письмом Минобрнауки № 03-1423. Согласно нему, все педагогические работники должны проходить курсы повышения квалификации или подготовку для эффективного предотвращения террористических или других противоправных действий в образовательных учреждениях. Следовательно, в организации безопасности в образовательном учреждении должны быть привлечены все его сотрудники.

Для создания безопасной среды школы могут привлекать правоохранительные органы, частные охранные организации, органы местного самоуправления, использовать современные технические средства при условии, что работники учреждения, школьники и их родители знакомы с алгоритмом действий в чрезвычайных или аварийных ситуациях.

Инструктаж по безопасности в школе: принципы организации и проведения

Инструктирование новых и уже числящихся в штате работников - обязанность ответственных за это специалистов, непосредственных руководителей подразделений, представителей школьной администрации. Для проведения инструктажа по безопасности в школе приказом директора назначается ответственный работник либо же руководитель организации. В локальных актах школы регламентируют порядок проведения и виды инструктажа, с учетом специфики деятельности учреждения и регионального фактора разрабатываются программы вводного и первичного инструктажа для представителей разных профессий с учетом особенностей осуществления трудовых функций, а также вопросы к ним. Повторный инструктаж проводится по программе первичного, в целевой и внеплановый - в соответствии с актуальной темой. По каждому виду инструктажа оформляется специальный журнал, в котором делают отметки о дате проведения мероприятия, ответственном инструкторе и инструктируемых.

Алгоритм проведения инструктажей по охране труда в школе

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится в первый рабочий день для новых работников учреждений, а для учащихся - в начале четверти или триместра. Осуществляется по специально разработанной программе, после чего инструктируемые устно или письменно должны ответить на вопросы по теме, подтверждая полученные знания. В отдельных случаях, если работник не проходит проверку знаний, приказом директора его отстраняют от работы.

Вводное инструктирование работников, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком или оказывают услуги по гражданско-правовому договору не проводится.

Первичный

Проводится непосредственно на рабочем месте специалиста (если несколько работников выполняют схожие задачи, может проводиться групповой инструктаж), учащихся инструктируют перед практическими и лабораторными занятиями. Продолжительность инструктирования и его содержание определяется утвержденной ранее программой. Если педагоги не используют в своей работе электрифицированное оборудование, не хранит и не применяет различные материалы, инструменты и сырье, первичный инструктаж по охране труда не проводится (должности и профессии таких сотрудников вносят в перечень освобожденных, а затем утверждают приказом руководителя).

С работниками организации-подрядчика, выполняющими трудовые функции на территории ОУ, вопросы охраны труда регулирует руководитель работ, что фиксируют при заключении договора.

Повторный

Реализуется по программам первичного проводится для тех, кто его (первичный) прошел. Осуществляется для закрепления знаний и навыков безопасных приемов работы. Если трудовые функции связаны с повышенной опасностью, инструктируют раз в три месяца, в остальных случаях - раз в полугодие. Допускается групповые мероприятия для специалистов, использующих однотипное оборудование или выполняющих смежные функции.

Внеплановый

Программа мероприятия составляется исходя из причины (чрезвычайного происшествия или аварии), которая требует его проведения. Лекции необходимы также в случае изменения законодательных норм, факторов, определяющих безопасность труда, новых требований надзорных органов.

Проводится в преддверии запланированного мероприятия или события по заранее сформированным и утвержденным программам. Актуален для работников, разово выполняющих работы, связанные с большим скоплением людей или повышенной опасностью (например, спортивные соревнования, развлекательные мероприятия).

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Пропускной режим - золотой стандарт обеспечения безопасности в школе, который позволяет контролировать посещения учреждения. В результате родители и прочие посетители могут попасть в школу только по согласованию с администрацией или по приглашению педагога при условии предъявления документа, удостоверяющего личность (без последнего во входе может быть отказано). В отношении школьников пропускной режим позволяет контролировать их местонахождение, чтобы дети приходили вовремя и находились в учреждении до окончания учебных занятий. В этом случае охранник на школьной вахте получает полный перечень педагогов, работников учебно-вспомогательного персонала, администрации, учащихся и лиц, которые допущены к охране школы.

Согласно положениям «Закона об образовании РФ», жизни и здоровье учащихся образовательных учреждений должны находиться под надежной защитой. Техника безопасности в школе предусматривает:

  • привлечение на договорной основе служб вневедомственной охраны или частных организаций, обеспечивающих охрану периметра и помещений школы;
  • наличие систем видеонаблюдения, сигнализации, достаточного освещения территории и ограждения по ее периметру, надежной входной двери и металлических решеток на первых этажах здания;
  • разработку локальных актов, регулирующих пропускной режим, график проведения инструктажей, должностные инструкции работников школы, назначение ответственных за обеспечение безопасности лиц.

Главными элементами внутренней безопасности являются пожарная и охранная сигнализации, оповещающие о несанкционированном проникновении на территорию школы и о возникновении очага пожара, требующего дымоудаления и пожаротушения. Дополнительным техническим средством служит тревожная сигнализации, используемая в случае возникновения чрезвычайной ситуации (срабатывает после нажатия тревожной кнопки на пульте охраны).

Системы видеонаблюдения преимущественно используются для контрольного просмотра территории образовательного учреждения, общих помещений, входной двери и помещений, в которых содержатся материальные ценности (оборудование, денежные средства). Все участники образовательных отношений должны быть проинформированы относительно ведения видеонаблюдения.

Специалисты утверждают, что обособленные технические средства безопасности уступают интегрированным, поскольку обеспечивают недостаточную оперативность реакции, увеличивают трудозатраты и перегрузку электросетей. Интегрированные системы, объединяющие аппаратно-программное оборудование систем контроля, охранного видеонаблюдения, а также тревожной, пожарной и охранной сигнализации одновременно задействуют все подсистемы, исключают влияние человеческого фактора и потенциальной ошибки в передаче сигнала.

Список мер, используемых для обеспечения безопасности, варьируется в зависимости от регионального, криминогенного аспекта, особенностей деятельности учреждения. Ежегодно перед началом учебного года контролирующие органы проверяют готовность школы к реализации учебно-воспитательной деятельности и обеспечению безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Технику пожарной безопасности в школе регулируют ФЗ «О пожарной безопасности», «Правила противопожарного режима в РФ», а также обновленный ГОСТ Р 58202-2018. Работников ОУ допускают к выполнению трудовых функций только после прохождения обучения по обеспечению пожарной безопасности, для чего им необходимо получить минимум пожарно-технических знаний, согласно Нормам пожарной безопасности, утвержденным МЧС России, и пройти противопожарный инструктаж, который проводит назначенный руководителем ответственный работник. Последний назначается приказом руководителя без специальных требований, однако только после получения письменного согласия. Ответственный работник проходит обучения по программам пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа, чтобы впоследствии:

  • контролировать соблюдение норм пожарной безопасности, законодательных и нормативных актов и оперативно устранять обнаруженные недостатки;
  • проверять состояние помещений и территории, в особенности эвакуационных выходов, пожарных лестниц, оконных проемов, оснащенность учреждения системами оперативного реагирования и пожаротушения, наличие информационных щитов не только в помещениях, но и по периметру;
  • держать на контроле наличие и исправность средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения (пожарных щитов, огнетушителей, источников противопожарного водоснабжения и прочего);
  • разрабатывать локальные акты и инструктажи о мерах пожарной безопасности, проводить обучение по обеспечению пожарной безопасности.

Практика проведения эвакуационных мероприятий (тренинги для учащихся по оперативному реагированию в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций), а также инструктаж по технике безопасности в школе для работников - ключевые профилактические меры обеспечения пожарной безопасности. В целом низкий уровень пожарной безопасности в быту требует систематической профилактической работы с учащимися и педагогами. Пожаробезопасное поведение и наличие навыков поведения при пожаре у детей и взрослых возможны только посредством современного материально-технического оснащения учреждения, качественной подготовки кадров и сотрудничества с органами социальной защиты, пожарной охраны и здравоохранения.

Программа инструктирования работников школы предусматривает знакомство учебно-вспомогательного персонала и педагогов с:

  • принципами содержания помещений и территории, эксплуатации оборудования и зданий;
  • требованиями пожарной безопасности, алгоритмом действия при пожаре;
  • методиками оказания доврачебной помощи;
  • правилами вызова службы пожаротушения, а также использования автоматических и ручных средств пожаротушения.

Инструкции по технике пожарной безопасности в школе актуальны для всех работников независимо от должности, стажа работы и имеющегося образования. Ознакомление сотрудников с правилами пожарной безопасности осуществляется в несколько этапов.

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится ответственным за пожарную безопасность работником или руководителем учреждения с сезонными или командированными работниками, практикантами и вновь принимаемыми в штат. Ознакомление осуществляется по утвержденным программам, разработанным на основании действующих норм, правил и стандартов пожарной безопасности. В ходе составления материала и вопросов для вводного инструктажа стоит опираться на Нормы пожарной безопасности, утвержденные МЧС РФ.

Для повышения эффективности лекционного мероприятия его проводят с использованием учебно-методических материалов, наглядных пособий и оборудования. По завершению ознакомительного мероприятия осуществляют проверку теоретических знаний и практических навыков, делая соответствующие отметки в журнале учета инструктажа.

Первичный

Проводится ответственным работником (руководителем структурного подразделения) перед началом выполнения новых трудовых функций, после перевода на новую должность, с вновь принятыми специалистами, сезонными и временными сотрудниками, практикантами и рабочими строительного профиля. Для проведения ознакомительного мероприятия используется утвержденная программа, составленная в соответствии с нормативными требованиями и нормами. Первичное инструктирование проводится в индивидуальном порядке с каждым сотрудником в отдельности, что позволяет отработать правила оказания первой помощи, эвакуации, использования средств пожаротушения и алгоритм действий при возгорании.

Повторный

Осуществляется со всеми работниками образовательного учреждения независимо от должности, обязанностей, возраста и стажа не реже, чем раз в год по утвержденному руководителем графику. Проводится в индивидуальной или групповой форме на рабочем месте по программе первичного инструктирования. Повторное ознакомительное мероприятие необходимо для проверки умения пользоваться средствами пожаротушения, знания систем оповещения, путей эвакуации, правил и стандартов пожарной безопасности.

Внеплановый

Проводится по заранее утвержденному графику руководителем или ответственным специалистом в том случае, если:

  • в образовательном учреждении было модернизировано оборудование, влияющее на обеспечение пожарной безопасности;
  • изменились правила и нормы пожарной безопасности, были изданы новые локальные нормативные акты;
  • были обнаружены случаи нарушения правил пожарной безопасности либо же работники продемонстрировали неудовлетворительные знания правил пожарной безопасности;
  • сотрудник по уважительной причине отсутствовал на работе свыше 30 дней (например, после летнего отпуска);
  • в регионе были случаи пожаров и аварий в образовательных учреждениях.

Актуален в случаях, указанных в п.28 Норм пожарной безопасности, утвержденных МЧС РФ. Чаще всего целевой инструктаж проводится накануне проведения массовых мероприятий, экскурсий в образовательном учреждении, выполнения разовых огневых или иных работ, угрожающих пожарной безопасности. Осуществляется на рабочих местах задействованных в предстоящих мероприятиях (работах) сотрудников по программам первичного инструктажа с обязательной проверкой

Благодаря системной работе с коллективом школы становится возможным беспрерывное обучение школьников принципам пожаробезопасной жизнедеятельности. Работа осуществляется путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения с огнем, предотвращения пожароопасных ситуаций, осознанного выполнения правил пожарной безопасности, для чего в школе используются не только педагогическое воздействие, но также задействуется техническое и учебно-методическое оснащение, средства наглядности, тренировочные площадки и специально оборудованные помещения.

Информационная безопасность детей в школе

Безопасная образовательная среда в образовательном учреждении предполагает не только защиту от возгораний или физического неправомерного проникновения, но также формирование безопасного информационного пространства и приобщение учащихся к практике использования интернет-среды исключительно в познавательно-образовательных целях. Реализация техники информационной безопасности в школе для учащихся обеспечивает защиту их духовного, психического и нравственного здоровья от опасной информации, распространяемой посредством глобальной сети.

В рамках подготовки образовательного учреждения к началу учебного года в школе важно:

  1. Составить и утвердить локальные акты, регулирующие принципы информационной безопасности. Ключевым является норматив, регламентирующий контроль систем фильтрации контента в учреждении, и типовой акт проверки. Не менее важен приказ о правилах использования средств мобильной связи с выходом в интернет (смартфонов и планшетов) в стенах школы.
  2. Внести коррективы в должностные инструкции педагогических работников, указав в них необходимость осуществления контроля над доступом учащихся к опасным информационным каналам и контенту.
  3. Приказом директора назначить ответственного работника за безопасный доступ в глобальную сеть (в обязательном порядке к приказу прилагается должностная инструкция, включающая эти трудовые функции). Отправить педработников на курсы повышения квалификации для получения навыков безопасного использования интернет-пространства.
  4. Разработать план мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, план профилактической работы с родителями, на информационных стендах и на официальном сайте школы разместить инструкции по безопасному поведению в интернете, чтобы каждый участник образовательных отношений мог скачать правила техники безопасности в школе.

Ответственным за кибербезопасность в школе стоит назначить сотрудника, который имеет достаточно полномочий и доступ к информационным ресурсам. Чаще всего эти обязанности возлагают за замдиректора, который:

  • занимается разработкой локальных нормативных актов, регулирующий обеспечение инфобезопасности учащихся;
  • предоставляет педработникам электронные доступы к электронным информационным ресурсам учреждения, принимая заявки учителей, планирует использование интернет-пространства;
  • контролирует использование интернет-ресурсов в школе, включая систематическую проверку программных продуктов и оборудования, реализации методических рекомендаций относительно обеспечения инфобезопасности;
  • регулярно повышает квалификацию по профилю, соблюдает трудоохранные нормы, правила техники безопасности и использования глобальной сети.

Для обеспечения кибербезопасности учащихся целесообразно создать в образовательном учреждении соответствующий коллегиальный орган из числа педработников, представителей родительской общественности, органов власти и общественных организаций. Совет по информационной безопасности будет осуществлять мониторинг эффективности ограничительных мер (системы контентной фильтрации или СКФ), принятых для фильтрации контента, доступного для школьников. Члены совета должны участвовать в обучающих мероприятиях, чтобы в дальнейшем оказывать методическую поддержку педработникам по вопросам защиты учащихся от потенциально потенциально опасного контента.

В учебных кабинетах, в которых открыт доступ в глобальную сеть, следует разместить инструкции по кибербезопасности при использовании интернет-ресурсов. Целесообразно также не только проводить регулярные инструктажи и просветительскую работу среди учащихся (осуществляется в рамках занятий по ИКТ и информатике, тематических мероприятий, разработки памяток, квестов цифровой грамотности, внеурочной деятельности, классных часов и родительских собраний по инфобезопасности), но также:

  • установить системы контентной фильтрации;
  • проводить мониторинг знаний родительской и педагогической общественности относительно принципов безопасного поведения в сети, защиты от сетевого мошенничества и негатива, незаконного распространения и получения информации;
  • отслеживать актуальные изменения в законодательных актах;
  • систематически проверять библиотечный фонд на наличие текстовых или графических знаков возрастного ограничения на печатных изданиях, программах, фото- и кинопродукции;
  • рекомендовать посещение курсов повышения квалификации классным руководителям, учителям-предметникам, использующим интернет-ресурсы, воспитателям, ответственным за кибербезопасность.

СКФ в школе может быть реализовано посредством использования внешнего или локального фильтрующего сервера, отсеивания ресурсов через оператора связи либо же установить ограничения на ПК и маршрутизаторе Wi-Fi. Независимо от принципов контроля контента, все интернет-ресурсы попадают либо в «черный список», куда относят запрещенные для учащихся инфопотоки, либо в «белый список», сформированный из реестра безопасных образовательных сайтов (перечень запрещенной и ограниченной к распространению информации можно найти в ст. 5 ФЗ №436).

Антитеррористическая безопасность в школах

Антитеррористическая защищенность участников образовательных отношений является одной из ключевых обязанностей директора школы и правоохранительных органов в связи с участившимися случаями террористических угроз. В учреждении из представителей учебно-вспомогательного персонала, заместителя директора и начальника штаба ГО создается школьная антитеррористическая комиссия. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров.

Инструктаж по технике антитеррористической безопасности в школе проводит назначенный приказом руководителя инструктор, который составляет программу обучения, использует специальные средства (презентации, плакаты, информационные стенды, интерактивные доски, аудиовизуальные данные), фиксирует результаты в журнале учета и регулярно проводит контрольные мероприятия. Инструктором чаще всего назначают работника, уже отвечающего за ЧС или ГО, обладающего необходимыми навыками и регулярно проходящего курсы повышения квалификации.

Порядок проведения инструктажа по антитеррористической защищенности не утвержден на федеральном уровне, потому образовательные учреждения вправе самостоятельно разработать этот документ. График инструктирования составляется сроком на один учебный год. В нем отражают виды, темы и целевую аудиторию лектора (педагоги, учащиеся или родители). Ввиду отсутствия законодательного регулирования этого вопроса, администрация школы самостоятельно определяет виды инструктажей и их периодичность. Нередко директора ограничиваются вводным мероприятием, повторяя его только для освежения знаний работников, в случае внесения изменений в законодательство или повышения уровня террористической опасности. Целевое инструктирование следует проводить накануне массовых мероприятий. Относительно графика проведения обучения директору следует уточнить степень подверженности учреждения террористическим угрозам в местном отделе ФСБ, а также принять во внимание положения муниципальных и региональных актов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Министерством образования Республики Коми рассмотрено представление Прокуратуры Республики Коми от 04.03.2014 N 21-13-2014 об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В представлении указано, что Прокуратурой Республики Коми совместно с Министерством внутренних дел по Республике Коми, Главным управлением МЧС России по Республике Коми были проведены внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья, профилактики самовольных уходов несовершеннолетних в государственном бюджетном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" г. Сыктывкара (далее - школа-интернат N 3), государственном бюджетном образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Пажга (далее - школа-интернат N 15), государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 5" г. Емвы (далее - детский дом N 5), государственном бюджетном образовательном учреждении "Специальный (коррекционный) детский дом N 2" с. Усть-Вымь (далее - детский дом N 2), государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 13" п. Чим (далее - детский дом N 13).

По итогам проведенных проверок в ряде государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждениях), были выявлены факты нарушения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних.

Установлено, что не соблюдается пропускной режим, исключающий свободный доступ посторонних лиц в учреждения, что препятствует обеспечению безопасности несовершеннолетних, в школе-интернате N 3, школе-интернате N 15, детском доме N 5, детском доме N 2, детском доме N 13.

Персонал ряда учреждений, работающий в вечернее и ночное время (младшие воспитатели, сторожа, вахтеры), не обладает достаточными навыками по эвакуации несовершеннолетних воспитанников в случае обнаружения пожара.

В школе-интернате N 3, детском доме N 5, детском доме N 2 в нарушение ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" двери эвакуационных выходов оборудованы запирающими устройствами, не обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (установлены внутренние дверные замки, открывающиеся изнутри только ключом).

Проведенные проверки выявили нарушения прав воспитанников на охрану здоровья. В школе-интернате N 3, детском доме N 5, детском доме N 2 в период после 21.00 не организовано оказание первой и (или) медицинской помощи несовершеннолетним. В учреждениях в ночное время отсутствуют медицинские работники либо работники, имеющие право оказывать первую помощь.

В рамках проверки было установлено, что в школе-интернате N 3, школе-интернате N 15, детском доме N 5, детском доме N 2, детском доме N 13 не все работники, принятые на должности младших воспитателей, соответствуют квалификационным требованиям, установленным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н .

В нарушение требований статьи 351.1 в школе-интернате N 3 и школе-интернате N 15 работодателю не представлены справки об отсутствии (наличии) судимости.

В школе-интернате N 3, в нарушение ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации , несовершеннолетние воспитанники в течение 2013 года работали грузчиками и получали заработную плату без оформления правоотношений.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен запрет на создание и деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях религиозных организаций. Вместе с тем, в ходе проверки был установлен факт еженедельного проведения в школе-интернате N 3 просветительской работы Местным религиозным отделением "Церковь Христа Спасителя", основанной на изучении религиозных канонов. Данная деятельность велась в учреждении на основании приказа директора в рамках работы подросткового клуба.

Нарушения законодательства, в том числе в части ограничения свободы передвижения воспитанников, были выявлены в ходе проведения проверки по факту массового самовольного ухода воспитанников детского дома N 13.

Проверкой было установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" должностные лица учреждения не информировали о факте самовольного ухода воспитанников правоохранительные органы.

В нарушение ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в учреждении была введена практика ограничения свободы воспитанников на посещение учреждений дополнительного образования, принудительного привлечения к труду.

Должностными лицами детского дома скрывалась информация о несовершеннолетних воспитанниках, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и не принимались соответствующие меры по оказанию им специализированной медицинской помощи, что представляло собой прямую угрозу жизни и здоровью детей.

На основании вышеизложенного приказываю:

1. Отделу интернатных учреждений и специального образования (Пяткова Л.В.):

Указать на необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся, воспитывающихся в государственных образовательных организациях;

В срок до 28.03.2014 разработать план мероприятий по устранению нарушений, указанных в представлении.

2. Руководителям государственных образовательных учреждений принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства:

В срок до 01.05.2014 обеспечить исполнение требований законодательства на запрет допуска к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

В срок до 31.05.2014 обеспечить организацию оказания несовершеннолетним обучающимся, воспитанникам круглосуточной первой и (или) медицинской помощи;

В срок до 01.09.2014 провести ревизию списочного состава младших (ночных) воспитателей и организовать работу по его приведению в соответствие с утвержденными квалификационными требованиями;

В срок до 01.05.2014 принять меры, направленные на обеспечение пропускного режима, исключающего свободный доступ посторонних лиц на всех объектах, где осуществляется обучение и проживание детей, и устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности;

Усилить контроль за организацией и проведением работы по профилактике правонарушений и самовольных уходов обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций;

Не допускать создание и деятельность на базе учреждений религиозных организаций;

Обеспечить неукоснительное исполнение законодательства по защите прав детей, обучающихся, воспитывающихся в учреждениях.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.

В последнее время в российских школах участились случаи нападения на учащихся и учителей, часто с применением оружия, холодного или огнестрельного. В основном, фиксируются проявления агрессии со стороны подростков, настоящих или бывших учеников школы.

В наступившем году такие события приобрели опасную интенсивность. Если, как свидетельствует ТАСС-ДОСЬЕ, в поле зрения редакции в 2017 году попало 9 таких случаев, то в одном только январе 2018 года общество стало свидетелем целой серии:

  • 15.01 — в Перми;
  • 17.01 — в Челябинской области, в посёлке Смольное;
  • 18.01 — в Москве (к счастью, ничего не случилось, благодаря бдительности охранника);
  • 19.01 — в Улан-Удэ.

В конце января 2019 года в Челябинском Снежинске была предпринята двумя учениками попытка взрыва в школьной столовой. Подростки готовились к криминальному действу основательно. С начала учебного года запасались оружием и взрывчатыми веществами.

Помогли профилактические беседы в классе, после которых незадачливые террористы похвалились задуманным перед девочками из своего класса. Девятиклассники и раньше были замечены в хулиганстве, но такое избавление от школьной повинности могло привести к немалым жертвам. Предполагалось уцелевших от взрыва догонять выстрелами из пневматики, а кого-то – бутылками с жидкой взрывчаткой.

Недетские шалости (подготовка к убийству двух и более лиц общеопасным способом) подпадают под действие ч. 1 ст. 30, п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 и влекут лишение свободы на срок 8–20 лет или пожизненно. Но детишки несовершеннолетние и неподсудны.

Общественность всколыхнулась, родители забили тревогу. Первое, о чём стали говорить, так это об улучшении охраны школ. Тем более, что перед глазами пример того, как именно охранник не допустил беды в школе Москвы, своевременно обнаружив у ученика бензин и ножи.

Закон об образовании гласит, что безопасность учеников на своей территории обязана обеспечивать школа (ст.41, ч.1, п.8). Здесь же прописаны нормы, в соответствии с которыми жизнь и здоровье детей и учителей не подвергается опасности (ст.28, ч.6, п.2).

В том числе, специальный раздел посвящён предотвращению криминальных событий (ст.30, ч.13, п. 1).

Деньги на выполнение всех мероприятий обязаны выделяться из муниципального бюджета. В законе о местном самоуправлении прямо предусмотрены профилактические меры, призванные не допускать проявлений экстремизма и терроризма.

Возможности муниципалитетов, как правило, не позволяют в полной мере финансировать охрану школ, и тогда к этому вопросу привлекаются родители учеников. Участие их в финансировании охранных мероприятий законодательством не возбраняется, если оно происходит на добровольной основе.

Ясно, что в любом случае деньги родители сдают якобы добровольно, однако сам факт сбора конкретных сумм со всех учеников, причём строго периодически, говорит об обязательности этого мероприятия.

Бывает, что кто-то из родителей протестует против «поборов» (ведь приходится сдавать деньги не только на охрану, и это повторяется из года в год), но основная масса не возражает: ведь безопасность детей – это очень важно, особенно в наше беспокойное время.

В некоторых случаях, и они нередки, родители самостоятельно финансируют охрану. Школа вынужденно играет пассивную роль и не предъявляет собственных требований к охранному агентству. Тогда договор с ЧОПом заключают представители родителей, они же диктуют собственные требования.

Но дирекция школы не только вправе обращаться к местным властям за помощью в вопросах школьной безопасности, но и ответственна за решение проблем по охране порядка в образовательном учреждении. И если со стороны школы не было обращений в отделы образования, значит, не было и никаких проблем, по мнению ее руководства.

Как регламентировать действия охранника

Вообще-то, именно школа обязана устанавливать свои собственные Правила соблюдения режимов охраны, в том числе внутреннего и пропускного. Спорных ситуаций, требующих чёткой и ясной трактовки, достаточно много. Стремление обеспечить безопасность нередко вступает в конфликт с произвольной трактовкой соблюдения прав человека, даже если с законодательством конфликта не наблюдается.

В силу этого обстоятельства охранник может вызвать огонь на себя в любом случае, что бы он ни сделал. Поэтому типичные ситуации должны быть чётко прописаны в Правилах, приложенных к договору с охранной фирмой.

Впускать или не впускать в школу опоздавших учеников, или тех, кто забыл дома пропуск?


Ведь охранник не знает всех в лицо, а под видом забывшего пропуск ученика может оказаться злоумышленник.

Однако родители однозначно за то, чтобы впускать. По крайней мере, до тех пор, пока что-нибудь не случится. Тогда актуализируются требования выполнять букву инструкции.

А с точки зрения закона, недопущение ученика на урок из-за опоздания может трактоваться как нарушение его конституционного права на образование.

Впускать или не впускать родителей в учебное время в здание школы?

Вообще-то школа имеет право на автономность своей деятельности, и она не нуждается в постоянном присутствии родителей. Для общения с ними существуют определённое время и определённые процедуры.

Но бывают родители, которые стремятся контролировать не только своих детей, но и учителей, вплоть до руководства школы, причём в любое время.

Может ли охранник проверить, что находится в портфеле ученика?

Да, может. Но только в момент входа в школу или выхода из неё. А в остальное время он такого права не имеет, это компетенция других органов. Они приглашаются, если нужно поискать наркотики или что-нибудь другое.

Может ли охранник применить силу к ученику?

С точки зрения законодательства, это разрешено, если дети оказывают вооружённое сопротивление, или если со стороны ученика есть угроза охраняемому имуществу, жизни и здоровью охранника.

До январских событий перечисленные причины звучали бы непривычно для нашего слуха, даже дико. Однако сегодня они воспринимаются как абсолютно уместные.

Предложения, направленные на повышение надёжности охраны школ, поступают отовсюду. А на местах, не тратя время на дискуссии, стали немедленно принимать свои меры.

Например, в Смоленске финансирование охранных фирм школ будет возложено строго на городской бюджет, а прямо сейчас предпринята масштабная проверка действующих в школах ЧОПов.

По её итогам произведут отбор самых квалифицированных фирм, и с 1-го марта текущего года они будут работать более профессионально, под бдительным наблюдением городских властей.

Однако вопрос охраны школ обсуждается на всех уровнях. Со стороны Госдумы говорят о вводе единых требований к безопасности учреждений образования. Росгвардия, со своей стороны, предлагает конкретные критерии для ЧОПов, специализирующихся на охране таких объектов.

За основу взяты требования:

  • опыт работы с объектами, имеющими детский контингент, или образовательными;
  • отсутствие нарушений, хотя бы за последний год;
  • заключение соглашений с силовыми органами, чтобы ОВД имело возможность своевременно вмешаться в случае ЧП;
  • критерии, удостоверяющие профессиональный стандарт, и не с 2020 года, как это планировалось, а сегодня.

Список требований не точен, проект ещё дорабатывается. Ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру согласования, поскольку эксперты предвидят осложнения, связанные с переделом рынка охранных услуг.

Дело в том, что при выборе охранной фирмы задействован рыночный принцип. В условиях недофинансирования он сводится к тому, что на аукционе выбирают те фирмы, услуги которых дешевле.

Получается, что в основу положена минимизация затрат, с одной стороны, и, с другой — получение прибыли, а безопасность детей учитывается в последнюю очередь. Это недопустимо. Как справедливо заметил Александр Хинштейн, «вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями».

Острый вопрос: охрана в школе

Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся не понимают ее необходимости и не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.

Безопасность

Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за жизнь и здоровье наших детей?

На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».

Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.

Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:

1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.

2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.

4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.

5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.

6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.

7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.

8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.

9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.

10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.

11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".

Юридический аспект

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.

Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?

Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.

Финансовый аспект

Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.

Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) - договор - расчетный счет - отчет использования денежных средств.

Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.

Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг разрешен правильно.

Лариса Сергеевна Кузнецова,

классный руководитель 6 а класса