13.02 11 практические занятия по обществознанию. Методическое пособие

  1. Общество - сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.
  2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.
  3. В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
  4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход» .

    Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партии и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти - родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу - общины, деревни, округа, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества - социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

    Итак, мы убедились в том, что общество - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
  2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
  3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает понятие «система»?
  2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
  3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
  4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
  5. Что такое социальный институт?
  6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
  7. Каковы основные черты социального института?
  8. В чем значение институциализации?

Задания

  1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.
  2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
  3. В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Мысли мудрых

«Человек - существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ

г) Признаки права:

б) Отрасли права:

4. Ответьте «да», «нет»:

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) право – это воля господствующего класса, возведенная в закон;

б) право – это совокупность норм, установленных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения;

в) право – это мера свободы и справедливости; г) право – это сила.

2. Заполните пропуски, запишите материал в тетрадь:

а) … - это установленные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений.

б) … устанавливает юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол

в) … появляется вместе с государством

г) Признаки права:

д) _______________ - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его частей (элементов)

3. Заполните схемы: а) Структура системы права:

б) Отрасли права:

1)_________2) ________3)_________4) ________5)________6) _______7) ________8)_______ 9) _________

4. Ответьте «да», «нет»:

а) Такой признак права, как общеобязательность, означает, что реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства.

б) Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения...

в) В системе права выделяют три уровня: 1) – нормы права, 2) –институты и подотрасли, 3) – отрасли права.

г) Отрасль права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты

д) Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.


1. Перед вами перечень различных социальных общностей. Их можно разделить на 3 группы. Одна из этих групп обозначена в таблице. Определите две группы общностей и запишите их в колонках первой строчки таблицы. Проставьте порядковые номера всех социальных общностей, в соответствующие колонки таблицы.

1. Дворяне. 2. Брахманы. 3. Квалифицированные специалисты. 4. Крестьяне. 5. Вайшьи. 6. Государственные управленцы. 7. Казаки. 8. Кшатрии. 9. Мещане.

Страты

Ответ: Страты — 3, 6. Касты — 2, 5, 8. Сословия — 1, 4, 7, 9

2. Заполните пропуск в ряду.

А) Цель – субъект – объект – средства — _________________________.
Б) __________________ — законодательная власть; Правительство РФ – исполнительная власть; Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – судебная власть.

Ответ: А) Результат Б) Федеральное собрание РФ

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

А) 1. Выплата пособий по безработице, субсидия фермерам.
2. Повышение учетной ставки процента.
3. Регулирование правительственных расходов и доходов.
4. Снижение налогов.

Б) 1. Предупреждение.
2. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
3. Компенсация морального вреда.
4. Дисквалификация.

Ответ: А) Лишний пункт «2», так как это элемент монетарной политики государства, а остальные – элементы фискальной политики.
Б) Лишний пункт «3», так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности.

4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для _____ нужна добродетель, а для монархии _____ так для _____ правительства нужен ______. В добродетели оно не нуждается, а ______ была бы для него опасна. Безграничная власть ______ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве _____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство _____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ______. Но если в _______ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ______ — единственное движущее начало этого образа ______ — исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

Ответ: «Как для 1 нужна добродетель, а для монархии 12 так для 15 правительства нужен 7. В добродетели оно не нуждается, а 12 была бы для него опасна. Безграничная власть 17 переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим уважением могли бы затевать в таком государстве 11, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство 3 может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою 19. Но если в 15 государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как 7 — единственное движущее начало этого образа 14 — исчез, и у народа нет более защитника».

5. Какие из приведенных ниже этапов прохождения федерального бюджета, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к компетенции Правительства РФ:

а) разработка федерального бюджета;
б) представление в Государственную Думу федерального бюджета;
в) одобрение федерального бюджета;
г) принятие федерального бюджета;
д) обнародование федерального бюджета;
е) обеспечение исполнения федерального бюджета;
ж) контроль за исполнением федерального бюджета;
з) отчет об исполнении федерального бюджета.

Ответ: А, Б, Е, З.

6. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным принципам вошедших в мировую историю, или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина.
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

1. Вольтерьянство.

2. Бланкизм.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

3. Хлестаковщина.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________

Ответ: 1) 1. Политическое и религиозное вольнодумство.
2. Вольтер – один из крупнейших французских просветителей XVIII в. Его имя стало символом борьбы с предрассудками, суевериями и жестокими нравами своего века. Отстаивал уважение к достоинству человека, широкое просвещение. Считается первым глашатаем идей своей эпохи: свободы мысли и гуманности.
2) 1. Политическое течение, сторонники которого отстаивали заговорщическую тактику в революционной борьбе.
2. Огюст Бланки – французский социалист, революционер середины XIX в. Успех революции связывал с хорошо подготовленным заговором сплоченной организации революционеров.
3) 1. Модель поведения, в основе которой лежит беззастенчивое, легкомысленное хвастовство, удачливый авантюризм.
2. И.А. Хлестаков – герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

7. «Да» или «нет»? Если выв согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

7.1. Набор благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи, является прожиточный минимумом.
7.2. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в фундаментальных науках.
7.3. Новаторские предложения могут быть проявлениями отклоняющегося поведения.
7.4. Коммерческие союзы не могут являться организациями гражданского общества.
7.5. Познание истории общественного развития является отражением социальной потребности человека.
7.6. Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
7.7. Возникновение и существование стабильных социальных групп объясняется прежде всего общественным разделением труда.
7.8. Социальное партнерство – это механизм согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей.

Ответ:

нет

да

да

нет

нет

нет

да

да

8. Приведите в соответствие имена мыслителей и высказывания, принадлежащие им. Обратите внимание: имен мыслителей, больше, чем высказываний.

Ответ:

9. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации:

Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.
1) Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?____________________________
2) Какие действия она может предпринять для защиты своего права?__________________

Ответ: 1) нарушено право собственности;
2) она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.

10. Заполните пропуски в схеме.

Формы государств.

Ответ:

11. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его толкование.

Ответ: А) Глобальные проблемы человечества – проблемы, которые охватывают многие страны, затрагивают все население Земли и не могут быть решены силами одной страны.
Б) Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

12. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице
2. Л…г…тимность – законность.
3. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Ответ: 1. Стратификация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
2. Легитимность – законность.
3. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.
4. Глобализация – один из процессов, происходящих в современном мире.

13. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».____________________________________
2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизнью».____________________________________
3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».___________________________________________

Ответ: 1. Протекционизм. 2. Конфликт. 3. Самооценка.

14. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.
2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.
3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.
4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.
5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.
6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.
7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.
8. Утверждение международного договора высшим органом власти государство как высший результат и цель общественного развития.
9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

Ответ: 1. Охлократия. 2. Лобби. 3. Остракизм. 4. Патернализм. 5. Легитимность. 6. Депортация. 7. Сегрегация. 8. Ратификация. 9. Этатизм. 10. Популизм.

15. Вставьте вместо пропусков.

Организация стран-экспортов нефти (ОПЭК) представляет собой ________, т.е. объединение производителей, регулирующих объемы добычи нефти с целью поддерживания высоких ______. Нефтяной шок 1970-х гг. заключался в том, что в ответ на агрессию Израиля против арабских стран ОПЭК резко подняла цены на сырую нефть. В результате ________ сократилось при неизменном ______. В развитых странах это привело к _______, т.е. к уменьшению реального внутреннего ________.

Ответ: Картель, цен, предложение, спросе, спаду, национального продукта.

16. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

«Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом и занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы (3) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру.
Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В тоже время внутренняя семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ — древнерусской традиции (4), самодержавия и православия, крепостничества. За Европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (5) и полуазиатский быт.
Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».
(Т. А. Коваленко, российский культуролог)

1. Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Раскройте каналы социализации российского дворянства XVIII в.
3. Сформулируйте кратко на основании текста три социокультурных разрыва, возникших в российском обществе в разные периоды XVIII в. Запишите и пронумеруйте их.

Ответ: 1.1) Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
2) Социальный институт – форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
3) Стереотип — привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.
4) Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах.
5) Деспотизм — самовластие и произвол, подавляющее всякое проявление чужой свободной воли.

2. В тексте названы следующие каналы социализации:

  • приобщение к французской языковой культуре;
  • усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;
  • сословная система образования;
  • государственная служба;
  • семья, семейные традиции и порядки.

3. 1) Разрыв между ценностями дворянского сословия и ценностями остального общества, сформировавшийся к середине XVIII в.

2) Разрыв между публичным поведением дворянина середины XVIII в. и его семейной и бытовой жизнью.

3) Разрыв между сознанием дворянства конца XVIII в., ориентированным на европейские социокультурные ценности, и реалиями российской действительности.

17. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласится с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

  1. ВВП России складывается из производственной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства.
  2. На протяжении 1992 – 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

Ответ: 1. Нет. Прирост ВВП не складывается из объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, например, в 2002-2003 гг. он опережает рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, а в 1999 г. рост ВВП значительно отстает от роста промышленного производства и слегка отстает от роста сельскохозяйственного производства. 2. Да. Так как индекс объема производственной промышленной продукции в % к предыдущему году за данный период каждый раз менее 100.

Вконтакте