Порядок оформления работу иностранных граждан. Условия въезда и правила пребывания иностранцев на территории рф

Удостоверяет ли вид на жительство (ВНЖ) личность иностранца (лица без гражданства) в России?

Граждане каких стран могут въезжать в РФ по внутренним паспортам (ID картам)?

Обязательно ли нужен детям загранпаспорт для въезда в РФ, или можно обойтись свидетельством о рождении?

Ответ на первый и второй вопрос содержится в статье 10, части 1 федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

Статья 10. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации

1. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

2. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Иными словами, основной документ, удостоверяющий личность иностранца в России - это его паспорт (кроме некоторых случаев, которые мы рассмотрим ниже). Ещё один вывод - вид на жительство (ВНЖ) удостоверяет личность только тех иностранцев, у кого нет гражданства, то есть являющимся лицами без гражданства (ЛБГ).

Российским законодательством также определены некоторые категории иностранцев, которым российские власти могут выдать временные документы, удостоверяющие их личность.

Кому могут быть выданы такие документы?

Иностранцам, оформляющим российское гражданство по , на время рассмотрения документов выдаётся временное удостоверение личности (об этом сказано в федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Желающим получить убежище в России иностранцам также выдаются временные документы, которые они будут использовать вместо паспорта согласно федеральному закону от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах":

Для беженцев – это удостоверение беженца;
Иностранцам, ожидающих получение статус беженца , на время рассмотрения обращения выдаётся специальное свидетельство;
Подобное свидетельство также выдаются иностранцам, получившим временное убежище .

Кроме того, некоторые страны договорились с Россией об использовании в РФ в качестве удостоверения личности других документов, прежде всего это «внутренние» паспорта, а для детей – свидетельства о рождении.

Список стран, граждане которых могут въезжать в Россию по «внутренним» паспортам или по свидетельству о рождении

Армения

Граждане Республики Армения в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. Паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах);
2. Дипломатический паспорт;
3. Свидетельство на возвращение в Республику Армения (только для въезда в Республику Армения);

В середине 2017 года граждане Республики Армения смогут въезжать в Россию по «внутренним» паспортам. Поправки к соглашению между РФ и Арменией о взаимных безвизовых поездках приняты, но пока не вступили в силу.


Абхазия

Граждане Республики Абхазия в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. Заграничный паспорт гражданина Республики Абхазия.

2. Общегражданский внутренний паспорт гражданина Республики Абхазия.

3. Дипломатический паспорт.

4. Служебный паспорт.

5. Удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).

6. Свидетельство на возвращение в Республику Абхазия (только для возвращения в Республику Абхазия).

7. Свидетельство о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Республики Абхазия.

Беларусь

Граждане Республики Беларусь в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. Паспорт гражданина Республики Беларусь.
2. Служебный паспорт Республики Беларусь.
3. Дипломатический паспорт Республики Беларусь.
4. Национальное удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).
5. Свидетельство на возвращение в Республику Беларусь (только для возвращения в Республику Беларусь).

Казахстан

Граждане Республики Казахстан в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. паспорт гражданина Республики Казахстан;
2. служебный паспорт;
3. дипломатический паспорт;
4. паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из неё);
5. свидетельство на возвращение в Республику Казахстан;
6. свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет) с указанием принадлежности к гражданству Республики Казахстан;

Кыргызстан

Граждане Кыргызской Республики в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. Паспорт гражданина Кыргызской Республики (внутренний, ID-card);

2. Общегражданский (заграничный) паспорт гражданина Кыргызской Республики;

3. Служебный паспорт;

4. Дипломатический паспорт;

5. Паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

6. Свидетельство на возвращение в Кыргызскую Республику.

7. Свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет) с указанием принадлежности к гражданству КР (вкладыш к свидетельству о рождении).

Примечание: если планируется подача документов для получения разрешения на временное проживание, гражданам Кыргызстана не рекомендуется въезжать в Россию по внутренним ID картам, так как в ID карту невозможно поставить штамп о выдаче РВП.

Украина

Граждане Украины в качестве удостоверения личности в России могут использовать следующие документы:

1. Паспорт гражданина Украины;

2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу;

3. Дипломатический паспорт;

4. Служебный паспорт;

5. Проездной документ ребенка (согласно ноте Посольства Украины в Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 6111/22-013-577/2007 проездной документ ребенка выдается несовершеннолетним гражданам Украины только для выезда за границу).

6. Свидетельство о рождении для детей в возрасте до 16 лет (при условии выезда в сопровождении родителей (усыновителей), опекунов, попечителей или лиц, уполномоченных на это родителями (усыновителями), опекунами, попечителями);

7. Удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

8. Удостоверение личности на возвращение в Украину (только для возвращения в Украину);

9. Удостоверение члена экипажа воздушного судна;

Примечание: если планируется подача документов для получения разрешения на временное проживание, гражданам Украины не рекомендуется въезжать в Россию по внутренним ID картам, а также по "внутренним" паспортам так как в ID карту невозможно поставить штамп о выдаче РВП, а "внутренний" паспорт гражданина Украина с проставленным штампом РВП является недействительным. основной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в России – это паспорт. Вид на жительство удостоверяет личность только лиц без гражданства, для иностранцев, имеющих какое-либо гражданство, ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность. Повезло гражданам некоторых государств, заключившим договор с Россией – они могут въезжать в РФ по «внутренним» паспортам. Некоторым категориям иностранцев в России удостоверяющие личность документы выдают российские власти.

В процессе поиска новых сотрудников не всегда удается найти подходящую кандидатуру. Но что делать, если подходящий претендент из другого государства? Основные правила по приему на работу иностранных граждан содержатся в Трудовом кодексе главе 50.1 (далее по тексту - Кодекс), законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон) и законе от 24.11.2014 № 357-ФЗ (в редакции от 8.03.2015). Для данной категории сотрудников оформление займет больше времени, чем для россиян. В процессе работодателю потребуется собрать много документов и посетить разные инстанции, чтобы иностранный гражданин смог приступить к осуществлению трудовых обязанностей.

Какие есть ограничения при приеме на работу иностранцев?

Граждане из других государств имеют право выбрать профессию или должность из довольно широкого списка. Но все же существуют определенные ограничения, которые касаются допуска иностранных сотрудников к выполнению некоторых видов деятельности. В Постановлении № 755 от 11.10.2002 утвержден перечень организаций и объектов, в которых данная категория граждан не имеют права работать. Помимо этого существует ряд должностей, занимать которые им также запрещено. Среди основных мест, куда иностранному работнику вход запрещен, следует отметить:

В этой статье можно подробно ознакомиться, как принять на работу несовершеннолетнего:

  • предприятия, которые занимаются обеспечением безопасности РФ,
  • организации Вооруженных сил РФ (участие в военных формированиях),
  • гражданская авиация (командование судами),
  • муниципальная, а также государственная служба,
  • организации, которые занимаются обеспечением сохранности государственной тайны или косвенно связаны (используют) информацию, являющуюся государственной тайной,
  • предприятия с ядерным или радиационным производством, а также занимающиеся хранением, эксплуатацией, перевозкой и утилизацией указанных продуктов.

Иностранные граждане: особенности оформления

При приеме на работу некоторым категориям граждан, которые не имеют российского гражданства, необходимо получать специальное разрешение. Эта обязанность распространяется не на всех. Разрешение на работу - подтверждающий право на осуществление деятельности на территории страны документ. Оно выдается в ограниченном количестве, также как и приглашения на въезд.

В законодательстве содержится список профессий, для которых лимита нет. Приказ Минтруда № 768н от 20.12.2013 утвердил перечень специальностей. В данный список включено 70 профессий. Среди них:

  • авиатехники,
  • артисты оперы, балета, оркестра, цирка (в их числе дирижеры, ведущие программы, балетмейстеры, хореографы),
  • ассистенты режиссера-постановщика и художника-постановщика,
  • генеральные директора акционерных обществ, объединений (в том числе производственных), предприятий,
  • главные инженеры,
  • директора акционерных обществ, департаментов, заводов, объединений, предприятий, представительств, фабрик, филиалов, фирм,
  • звукорежиссеры,
  • звукооператоры,
  • инженеры (авиация, новые технологии, защита информации),
  • корреспонденты (включая издательства, редакции журналов и газет),
  • программисты,
  • режиссеры,
  • техники (технологи, по бурению, по наладке),
  • художники-постановщики.

При приеме на работу иностранных граждан нет необходимости оформлять разрешение ряду лиц (статья 13 пункт 4 Закона). К их числу относят:

  • лиц, которые проживают в РФ постоянно или временно,
  • сотрудников консульских учреждений,
  • работников дипломатических представительств,
  • лиц, участвующих в программе по содействию переселения россиян, проживающих за пределами РФ,
  • аккредитованных в РФ журналистов,
  • сотрудников международных организаций,
  • обучающимся в РФ лицам при работе в свободное от занятий время или на территории учебного заведения,
  • представителей иностранных производителей и поставщиков,
  • преподавателей и научных деятелей, которые были приглашены для осуществления преподавательской деятельности.

При приеме на работу беженцев разрешение также не требуется. По этим признакам иностранных граждан можно условно разделить на 2 группы. Для первых разрешение не требуется. При их оформлении используется общий порядок, согласно которому принимают на работу граждан России: заключается трудовой договор, открывается трудовая книжка (если до этого ее не было) и соблюдаются остальные требования Трудового законодательства. Для второй группы необходимо оформить разрешение, прежде чем заключать договор.

В зависимости от государства, откуда прибыл гражданин, разделяют две категории работников, которые являются гражданами стран с безвизовым режимом или с визовым режимом въезда. Статус иностранца определяет порядок оформления на работу. Всего их существует три:

  • постоянно проживающие, у которых есть вид на жительство,
  • временно пребывающие, которые работают по миграционной карте или визе,
  • временно проживающие, у которых есть разрешение на проживание на территории страны.

Прежде чем оформлять трудовой договор необходимо подготовить 2 пакета документов. Они в установленном законом порядке помогут оформить требуемые для осуществления взаимодействия с иностранными гражданами разрешений. Документы направлены на получение:

  • разрешения на использование и привлечение граждан из других стран в качестве работников,
  • разрешения на выполнение работы на территории страны для иностранного гражданина.

Какие нужны документы для оформления разрешения на работу?

Работодателю нужно получить разрешение. Оно даст возможность оформить на предприятии иностранных работников. В законе установлен перечень обязательных для представления бумаг:

  • заявление на выдачу работодателю разрешения на использование и привлечение иностранных граждан. Форма его установлена Приказом № 1/4/1/2 от 11.01.2008. Заполнение бланка производится печатными буквами и на русском языке, можно создать и заполнить его в электронном виде,
  • документы, которые подтвердят предварительную договоренность о намерении или условиях привлечения иностранного гражданина (например, проект договора),
  • подтверждающий уплату госпошлины документ. В этом году за каждого привлекаемого работника уплачивается сумма равная 10 000 рублей.

По желанию работодатель или его представитель может представить указанные ниже документы. Закон не обязывает его этого делать, так как они относятся к данным, которые находятся в ведение государственных органов (согласно закону № 210-ФЗ от 27.07.2010 статьи 7 части 1 пункту 2). Юридическим лицам, зарегистрированным в РФ, можно предоставить копии документов, указанных ниже:

  • свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ,
  • свидетельства о постановке на учет (налоговый).

Для индивидуальных предпринимателей также установлен свой перечень документации:

  • копия свидетельства о записи в ЕГРИП,
  • копия удостоверяющего личность ИП документа,
  • копия документа, подтверждающего место регистрации ИП,
  • копия свидетельства о постановке на учет.

Иностранным юридическим лицам также можно представить перечень документов. Сдаются копии разрешения на открытие представительства и указанных ниже свидетельств:

  • о регистрации ЮЛ,
  • об открытии филиала,
  • о постановке на учет в налоговой РФ,
  • об аккредитации филиала,
  • об аккредитации представительства.

Порядок получения разрешения на работу иностранцу и необходимые документы

Иностранному работнику нужно заполнить миграционную карту при пересечении государственных границ. За получением разрешения необходимо обращаться в Федеральную миграционную службу или территориальное отделение. Представитель организации, в которую собирается устраиваться иностранец должен предоставить установленный перечень:

  • заявление о предоставлении разрешения на работу, которое составляется на каждого иностранного работника. Его форма установлена Приказом № 370 от 25.12.2006. Бланк нужно заполнять печатными буквами на русском языке, допустимо создание и внесение данных в электронном виде,
  • фотографию иностранного лица 3×4 см (обязательно - цветная),
  • копию документа, который удостоверяет личность иностранного гражданина,
  • копии документов об образовании (профессиональном), имеющейся квалификации, которые были получены в другом государстве, или справку, которая соответствии полученных документов российским дипломам о профессиональном образовании,
  • медсправки, в которых должны содержаться отметки о том, что иностранный гражданин не страдает наркотической зависимостью и инфекционными заболеваниями (в их числе болезнь Гансена (лепра), сифилис, туберкулез, шанкроид), и справка об отсутствии ВИЧ-инфекции,
  • документ (квитанция) об уплате госпошлины - 3 500 рублей (за каждого),
  • копию разрешения на въезд.

Все указанные копии документов заверяются в нотариальном порядке (при отсутствии подлинников). Если они составлены на территории другой страны, то их необходимо легализовать в установленном порядке через консульство или дипломатическое представительство РФ за границей.

Если язык составления документов отличается от русского, то к ним необходимо прикрепить перевод, который будет нотариально заверен.

Для получения разрешения также необходимо предоставить один из перечисленных ниже документов. Он подтвердит уровень знания русского языка, а также основ законодательства РФ и ее истории,

  • сертификат, который свидетельствует об определенном уровне русского языка, знаний основ законодательства и истории страны (РФ),
  • документы об успешном прохождении госаттестации на территории РФ с 1.09.1991, которые подтвердят образование и квалификацию работника,
  • аттестат об основном общем образовании, который был получен на территории государств, до 1.09.1991 входивших в состав СССР.

Согласно закону № 210-ФЗ от 27.07.2010 (статьи 7 части 1 пункта 2) госорганы не вправе требовать предоставления сведений или документов, которые находятся в их ведении.

Порядок оформления на работу граждан СНГ и иностранцев временно или постоянно проживающих в РФ

Проще всего принять на работу граждан из стран СНГ или иностранцев, которые проживают на территории РФ временно или постоянно. Для них установлен порядок оформления такой же, как и для российских граждан. Разрешительные документы получать для их устройства на работу не нужно. При оформлении постоянно проживающих граждан необходимо запросить вид на жительство и проверить срок действия. Он выдается на пятилетний срок и может быть продлен. Вид на жительство позволяет работать без ограничения на всей территории РФ.

Для временно проживающих иностранцев область работы сужается до того региона, где они зарегистрированы. осуществляется в общем режиме. Для граждан Республики Беларусь не установлено никаких ограничений. В трудовых отношениях данная категория граждан приравнена к россиянам. Процесс приема на работу проводится на общих условиях. Они имеют право оформить трудовую книжку (это может сделать работодатель, который является гражданином России). Для граждан Беларуси такой порядок оформления стал возможным после принятия 22.06.1996 Решения № 4 и Договору от 25.12.1998 «О равных правах граждан».

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Стоит сказать, что граждане из стран, входящих в Евразийский экономический союз, прибывшие для трудоустройства или для занятия бизнесом в Россию получают наибольшее количество льгот и привилегий (к примеру, для них упрощен миграционный учёт, не нужно получать трудовой патент).

Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощённый порядок во всем. Не нужно осуществлять легализацию документов о получении специальности. Порядок трудоустройства для лиц из вышеупомянутой Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с ними.

Порядок оформления временно пребывающих граждан

В УФМС отправляется уведомление о приеме иностранного работника; получается разрешение. При приеме на работу ходатайство о выдаче иностранному сотруднику приглашения на въезд оформляется на основе полученного разрешения. После прибытия иностранного работника в соответствии со статьей 20 закона от 18.06.2006 № 109-ФЗ сообщают об этом факте органу миграционного учета. Если гражданин временно пребывает на территории РФ без визы, то в соответствии со вступившими с 01.01.2015 изменениями он может работать по патенту, который заменил разрешения, и срок его действия три года.

Порядок оформления иностранных сотрудников из государств с визовым режимом

Для начала получается разрешение о привлечении иностранного работника. После получения персональных разрешений на каждого работника, они даются по роспись. Затем можно приступить к регистрации сотрудников по месту пребывания и заключению трудового договора. С 2015 года уведомление налоговой о принятии иностранных сотрудников не требуется.

Обязательно в трудовой договор необходимо внести информацию о разрешении или патенте иностранного работника, полисе медстрахования, виде жительства или разрешении на временное проживание.

Документы, которые необходимы при приеме на работу

Подробно о документах, которые необходимы при приеме на работу:

После того, как улажены все вопросы относительно получения виз или разрешений, можно приступать к непосредственному заключению трудового договора. Порядок не отличается от установленной для граждан России. В статьях 327.3 и 65 Кодекса установлен перечень документов, использующих при трудоустройстве. В их числе:

  • документ, который удостоверит личность кандидата (паспорт или другие документы с фотографией),
  • договор о добровольном медстраховании, который является действительным на российской территории (он должен обеспечивать оказание гражданину неотложной медико-санитарной помощи),
  • разрешение на работу или, в отдельных случаях, патент,
  • разрешение на проживание, в ситуации, когда договор заключается с лицами без гражданства или проживающими временно в РФ,
  • вид на жительство, при заключении договора с лицом без гражданства или иностранным гражданином, которые постоянно проживают в РФ.
  • трудовая книжка (за исключением ситуации, когда поступают на работу в первый раз),
  • пенсионное свидетельство (при устройстве на работу в первый раз (до этого не работал), данное свидетельство оформляет работодатель),
  • подтверждающая квалификацию и образование документация - свидетельства, дипломы или аттестаты.

Кроме перечисленных в Кодексе и других правовых документах работодатель не должен требовать какие-либо дополнительные бумаги. Иностранным гражданам при оформлении трудового договора не нужно представлять документы воинского учета, кроме случаев, установленных в законодательстве или в международных договорах. Процедура приема на работу одинакова и для российских, и для иностранных граждан. После заключения договора новый сотрудник может приступать к исполнению своих обязанностей.

После заключения договора в трехдневный срок в обязательном порядке уведомляются ФМС и Служба занятости населения о заключении договора с иностранным гражданином.

Последствия при нарушении установленных норм

При приеме на работу иностранных работников необходимо соблюдать порядок оформления и регулирования их трудовой деятельности. За невыполнение требований предусмотрены взыскания. Если у сотрудника отсутствует разрешение на работу, то на работодателя налагается штраф, размер которого 250 000 - 800 000 рублей, для должностного лица допустившего нарушение сумма 25 000 - 50 000 рублей. Если у работодателя нет разрешения на использование труда иностранных лиц, то денежное взыскание такое же, как и в первом случае. Ответственность за незаконное привлечение рассматривается по отношению к каждому сотруднику (сумма штрафа умножается на количество работников).

Не освобождаются иностранные работники от уплаты налога с доходов физического лица.

Приём на работу иностранных граждан накладывает определенные обязательства и на руководителя, и на предприятие в целом. Это ответственный шаг, который требует соблюдения установленных законом требований. Помимо большого количества документов, которое нужно будет оформить, важно учитывать, что на данный процесс уходит много времени. При принятии решения о найме иностранного сотрудника важно хорошо обдумать необходимость привлечения данной категории работников.

Видео - «Принятие на работу иностранных граждан»

Согласно которому в списке необходимых для трудоустройства бумаг должен появиться новый обязательный документ для иностранных работников. Давайте разберемся, к чему стоит быть готовым трудовым мигрантам и их нанимателям.

Понятие принимающей и приглашающей стороны (новый обязательный документ для иностранных работников)

Прежде чем выяснять, чем обернется для российских компаний и иностранных работников принятие законопроекта № 150363-7 , следует разобраться с двумя понятиями:

  1. Принимающая сторона – юридическое или физическое лицо (гражданин России или иностранец, проживающий в РФ на постоянной основе – с видом на жительство), у которого фактически проживает приехавший из-за рубежа иностранный гражданин.
  2. Приглашающая сторона – юридическое или физическое лицо, органы государственной власти, международные организации и другие уполномоченные лица, имеющие законное право ходатайствовать о приглашении визовых иностранцев в РФ (у безвизовых иностранных подданных нет приглашающей стороны).

Приглашающая и принимающая сторона у иностранца может оказаться одним и тем же лицом. Но данные понятия нельзя путать.

Проблема растраты средств федерального бюджета на депортацию и административное выдворение иностранных граждан из РФ

Итак, как известно, в настоящий момент депортация или административное выдворение иностранных граждан из России оплачивается самим выдворяемым иностранцем или приглашающей стороной (при отсутствии достаточной суммы средств у иностранного гражданина). Если приглашающая сторона неизвестна, или ее не удалось отыскать, расходы берет на себя государство. Как заявляют представители Министерства внутренних дел России, только 40-45% иностранных граждан имеют достаточно средств и оплачивают процедуру депортации самостоятельно или за счет средств приглашающей стороны.

Правительство РФ произвело несложных подсчет и убедилось в необходимости принятия мер с целью сбережения средств федерального бюджета. Процесс депортации одного иностранца обходится бюджету страны в 60-80 тысяч рублей. Расходы на депортацию (выдворение) включают в себя:

  • затраты на оформление документов;
  • покупка билетов для самого выдворяемого иностранца и для сопровождающего должностного лица (если ситуация требует сопровождения);
  • содержание иностранца в специальном учреждении до исполнение решения о депортации и административном выдворении;
  • прочие затраты, имеющие отношение непосредственно к депортации или выдворению.

За предшествующие 5 лет было выдворено около 500 тысяч иностранных граждан. Соответственно, в среднем власти потратили порядка 35 миллиардов рублей за последние 5 лет на оплату процедуры депортации иностранцев.

Важно! Средств, которые выделяются из федерального бюджета на депортацию иностранцев, хватает только на 1/3 всех иностранных граждан, пребывающих в специальных учреждениях.

Новый обязательный документ для иностранных работников

Рассматриваемый нами законопроект предписывает иностранцам страховаться от риска депортации и административного выдворения, предусмотренного действующим законодательством за совершение административных правонарушений на территории РФ. В новый список обязательных документов должен войти страховой полис, приобретаемый иностранцем еще при въезде на территорию России или на этапе оформления визы. Правительство РФ решило обязать иностранных граждан участвовать в программе обязательного страхования риска депортации или административного выдворения. В таком случае расходы на проведение процедуры депортации/выдворения будут покрываться страховыми компаниями, а не властями.

Полис придется приобретать для въезда и для трудоустройства в России и иметь при себе на протяжении всего времени пребывания в РФ. Было предложено установить минимальную страховую сумму в размере 100 тысяч рублей. Для безвизовых иностранцев и в случаях, когда срок действия полиса установить невозможно, полис будет оформляться на 270 дней (180 дней + 90 дней пребывания в безвизовом режиме). В остальных случаях срок действия полиса будет рассчитываться по формуле:

СДП = СЗНИР + 180 дней ,

Где СДП – срок действия полиса;

СЗНИР – срок законного нахождения иностранца в РФ.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Правительство РФ не собирается в случае принятия законопроекта № 150363-7 более выделять средства на депортацию иностранных граждан.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Куда бы ни отправился человек, в пути ему понадобятся не только деньги или личные вещи, но и паспорт гражданина той страны, где он проживает на постоянной основе. И да, действительно, паспорт - это самый главный и первый документ, который необходимо предъявлять в любой инстанции для удостоверения личности. Регистрация в финансовом учреждении, устройство на работу, осуществление купли-продажи имущества, а также другие немаловажные события могут потребовать от человека обязательного предоставления удостоверения личности (в некоторых случаях это не обязательно может быть паспорт). Другими словами, без подобных документов человек является «призраком», лицом, не имеющим полноценного гражданства.

Основные виды документов, подтверждающие личность

Итак, какие же документы, удостоверяющие личность гражданина, существуют на территории государства? Согласно актуальному законодательству, к таковым относятся:

  • внутренний (гражданский) паспорт РФ;
  • свидетельство о рождении.

Первый из списка документ действует на территории Российской Федерации еще с октября 1997 года. Данный документ предъявляется практически в любых юридически значимых случаях. Например, во время:

  • голосования на выборах;
  • покупки/продажи квартиры, дома или какой-либо нежилой недвижимости;
  • трудоустройства;
  • поступления в высшее учебное заведение;
  • приписки или выписки из места жительства;
  • подачи судебных исков;
  • других ситуаций, которые требуют юридического вмешательства.

Примечательно то, что хоть многие правомерные действия и можно совершать лишь при наличии паспорта, в законах и нормах Российской Федерации нет ни одного упоминания о том, что необходимо обязательно носить с собой данное удостоверение. Отсутствие паспорта на работе, учебе или в магазине не считается каким-то преступлением, и за это гражданин не понесет никакого административного штрафа.

Второй документ из списка - свидетельство о рождении. По сути, оно является заменой паспорту до того времени, пока ребенок не достигнет необходимого возраста для его получения. Помимо этого, свидетельство является главным атрибутом для оформления гражданского паспорта или проездного, а также в некоторых других случаях, например при поступлении в школу.

Дополнительные документы для граждан РФ

Дополнительные документы, удостоверяющие личность на территории РФ:

  • паспорт моряка;
  • военный билет;
  • проездной документ ребенка;
  • паспорт дипломата;
  • паспорт работника прокуратуры.

Все вышеперечисленное относится именно к дополнительным документам, так как в некоторых юридически значимых ситуациях они могут заменить собой паспорт. Но это не значит, что во всех инстанциях смогут принять военный билет, если в списке документов обязательным пунктом отмечен гражданский паспорт.

Основные виды документов, подтверждающие личность иностранцев

Основные документы иностранных граждан, которые прибыли и временно прибывают на территории государства:

  • паспорт иностранца (паспорт, выданный соответствующей организацией на территории страны владельца);

Как исключение, к списку документов можно добавить и ВНЖ (вид на жительство). Но он является основным только для той категории людей, у которых нет гражданства. Это могут быть, например, беженцы с других стран, которых лишили права на гражданство.

Узнать более детально об основных иностранных документах можно в ст. 10 закона № 115-ФЗ. В данной статье также перечислены некоторые требования, которые предъявляются к документам иностранцев.

Дополнительные документы для иностранцев

Дополнительные документы, удостоверяющие личность на территории РФ, для иностранцев:

  • паспорт моряка;
  • паспорт дипломата;
  • удостоверение беженца.

Многие могут поспорить с тем, что удостоверение беженца является дополнительным документом, ведь в некоторых случаях его можно предъявлять вместо паспорта. Но, по сути, это временный документ, который позволяет оформить полноценное гражданство либо разрешение на временное проживание, а затем ВНЖ для дальнейшего предъявления в соответствующих инстанциях.

Требования к основным документам граждан РФ

Основные документы, удостоверяющие личность на территории РФ, - свидетельство о рождении и внутренний (гражданский) паспорт. Каких-либо особых требований к этим двум документам законодательством не предъявляется. В них должны содержаться лишь следующие реквизиты:

  1. Имя, фамилия и отчество владельца.
  2. Фото.
  3. Где и какой организацией был выдан.
  4. Подпись и печать организации, выдавшей документ.
  5. Срок действия.
  6. Другие данные, которые могут подтвердить личность и статус владельца.

Требования к основным документам иностранцев

Как уже известно, основные иностранные документы- это паспорт иностранца и заграничный паспорт. Последний имеет законную силу только в том случае, если у туриста имеется действующая виза. Исключением являются только граждане тех стран, с которыми правительство РФ подписало договора о безвизовом режиме. В заграничном паспорте должны содержаться все необходимые реквизиты (имя, фамилия, отчество, фотография, срок действия визы владельца и др.), которые могут подтвердить личность.

К гражданскому паспорту иностранца особых требований не предъявляется. Разве что, он должен быть обязательно признаваемым федеральным законом либо заключенным договором между Российской Федерацией и родным государством иностранца, а также содержать все необходимые данные о владельце.

Документы, не являющиеся удостоверением личности

Есть документы, удостоверяющие личность на территории РФ, а есть и те, которые не выполняют данной функции, и некоторыми лицами ошибочно считаются таковыми. К ним можно отнести те, которые лишь подтверждают статут человека в обществе. Например:

  • адвокатское удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • удостоверение гражданского служащего;
  • билет студента;
  • водительские права;
  • справка, подтверждающая, что гражданин находился под стражей или отбывал наказание в месте лишения свободы;
  • другие документы, которые в полной мере не могут быть теми, что подтверждают личность человека на территории государства.

Как и было сказано ранее, вышеперечисленные документы относятся к тем, которые не удостоверяют личность человека, а лишь подтверждают его социальный статус. То есть адвокатское удостоверение принадлежит только адвокату, а студенческий билет - студенту.

Такие документы могут помочь, например, во время приобретения билетов на поезд или самолет, при покупке алкогольной продукции, сигарет либо какого-нибудь другого специфического товара, но совершить правомерные действия (заключить рабочий контракт, проголосовать на выборах, совершить куплю-продажу недвижимости и т. д.) с ними не получится.