Бухгалтерский учет в государственных учреждениях и коммерческих организациях – основные принципы и отличия. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Когда бухгалтер впервые сталкивается с бюджетным планом счетов, особенно, если ранее имел дело с коммерческим, его несколько шокируют отличия. И, действительно, они очень существенны. В этой статье хотелось бы поговорить об общих принципах и отличиях в ведении бухгалтерского учета в государственных учреждениях и коммерческих организациях.

В целом, регламент ведения учета базируются на общих принципах бухгалтерского учета (принцип двойной записи, принцип объективности, принцип периодичности и т.д.). Да и конечным итогом ведения бухгалтерского учета в любой организации является отражение реальных данных о деятельности, учет имущества и расчеты с поставщиками, подотчетными лицами и заказчиками. Но всё же, существенные отличия имеются. В первую очередь, хотелось бы сказать, что государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими организациями, а это значит, что получение прибыли не является основой учета и финансирование ведется централизовано. Централизованное финансирование и отчетность по израсходованным средствам – краеугольный камень бюджетного учета.

Первое, что бросится в глаза бухгалтеру из коммерческой сферы – это абсолютно иной план счетов. Последней редакцией в линейке программ для учета в государственных учреждениях компании 1С является «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0». В этой программе план счетов можно найти:



В свою очередь, последней редакцией в линейке программ для коммерческого учета является «1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0». В этой программе план счетов находится:



Первое отличие - все счета бюджетного учета имеют другие номера и названия. К примеру, номер счета «Основные средства» в плане счетов организации коммерческого характера – 01, в плане счетов государственных учреждения – 101.
Второе отличие – номер счета у коммерческого плана счетов имеет 2 разряда, в свою очередь план счетов бюджетного учета – 26 разрядов (в разряды встроены коды бюджетной классификации), структура счета представлена ниже:


Также хотелось бы отметить, что в бюджетном плане счетов забалансовые счета кодируются двумя разрядами, в коммерческом же – тремя разрядами.

Третье отличие – количество и состав разделов. В плане счетов государственных учреждений 5 разделов:
1. Нефинансовые активы;
2. Финансовые активы;
3. Обязательства;
4. Финансовый результат;
5. Санкционирование расходов.

В плане счетов коммерческих организаций 8 разделов:
1. Внеоборотные активы;
2. Производственные запасы;
3. Затраты на производство;
4. Готовая продукция и товары;
5. Денежные средства;
6. Расчеты;
7. Капитал;
8. Финансовые результаты.

И, как было указано выше, государственные учреждения, согласно определению из Гражданского кодекса Российской Федерации, являются некоммерческими организациями, поэтому в их плане счетов отсутствуют разделы, связанные с коммерческой деятельностью и получением прибыли.
Для лучшего понимания соответствия разделов приведу сравнительную таблицу. В данной таблице указано соответствие разделов в общем виде, но нужно помнить, что отдельные счета раздела могут соответствовать другим разделам, в разрез приведенной ниже схеме:


Отсутствие раздела «Капитал» в плане счетов у бюджетников объясняется отсутствием капитала в государственных учреждениях, а отсутствие раздела «Санкционирование» в коммерции объяснимо отсутствием финансирования от органов вышестоящей власти.

Отмечу, что если государственное учреждение всё же имеет признаки коммерческого и получает в одном из видов своей деятельности прибыль, а также для учета специфических операций, по согласованию с Минфином возможен ввод новых синтетических счетов с необходимой аналитикой.

В заключении хотелось бы сказать, что государственное учреждение в своем учете регистрирует меньше операций, чем коммерческие организации. Но, наверное, основной сложностью является то, что денежные средства в учреждении выделяются под определенную конкретную цель и во временной отрезок, все расходы контролируются не только законодательно, но и вышестоящими органами. Также бюджетный учет регулируется отдельными законодательными актами, которые являются основой ведения учета.

Организации, деятельность которых финансируется из государственного или местного бюджетов, называют бюджетными. На основании этого, совершенно очевидно, что у бюджетных предприятий среди источников, формирующих хозяйственные средства необходимо акцентировать внимание на финансировании и доходах.

Основные различия между бюджетным и коммерческим учетом

Надо отметить, что отличие бюджетного учета от коммерческого заключается не только в составляющих учета, но и в системе кодирования. То есть, в бюджетной организации учет составления сметы расходов совершенно иной, чем в коммерческих организациях.

Человек, который даже мало знаком с правилами ведения учета в бюджетных организациях, может заметить, что они имеют отличия от учета в коммерческих структурах.

Действительно в бюджетных учреждениях своя специфика обязательств, учета основных средств и денежных средств, материальных запасов, финансовых активов.

Принципиальная суть учета не меняется, в нем отражена реальная информация о деятельности предприятия для предоставления его руководству, учредителям, контролирующим органам и другим заинтересованным инстанциям. Однако на счетах это выражено абсолютно по-разному.

В бюджетных организациях акцент отводится изучению бухгалтерского учета. Накопленные знания, касающиеся финансового учета – это основа бюджетного учета. Но кроме этого необходимо знать, как непосредственно ведутся в бюджетных предприятиях бухгалтерские записи.

В связи с особенностями деятельности бюджетных учреждений, в их бухгалтерском учете возникают новые счета и классы. В таких организациях отсутствуют счета, связанные с коммерческой деятельностью, прежде всего, с получением прибыли. Хотя некоторые виды деятельности попадают под исключение (жилищно-коммунальные услуги и пр.)

Разница между бухгалтерским учетом коммерческого и бюджетного предприятия заключается также в определении различных классов плана счетов: материальных запасов, классификации основных средств и специфического состава и др.

Очевидно, что баланс в бюджетной организации также будет отличаться от коммерческого предприятия, хотя по существу и общей структуре они идентичны: справа пассивы, слева активы.

Но это только внешне, а внутренняя их конструкция разная. В основном отличия кроются в самой структуре финансовых активов основных средств, денежных средств и обязательств.

Составление и подача отчетов в вышестоящие органы бюджетными предприятиями идет по особому списку и графику. С первого взгляда можно решить, что бухгалтерский учет бюджетного предприятия довольно сложен. Но если глубоко вникнуть, то станет ясным, что бюджетными организациями производится гораздо меньше операций, отражающихся в учете. По этой причине сам процесс ее ведения намного проще.


Бюджетный бухгалтерский учет является упорядоченной системой, на которую возлагается сбор, регистрация и обобщение информации об эффективности использования активов,...


Учреждения, занимающиеся бюджетной отчётностью и учётностью выступают как объект правового регулирования на основе бюджетного законодательства с того времени, как Бюджетный...


Бюджетный учет – это особый подсчет, который дает потенциал содействию порядка, а также ведет постоянный подсчет всех данных и финансовых систем, которые могут поступать и...


Классификация счетов бюджетного учета обеспечивает систематизацию и учет информации о состоянии и исполнении бюджета. Бюджетная классификация представляет собой...

Наверно, найдется мало людей, которые хотя бы отдаленно не представляли, что такое бухгалтерский учет. В представлении даже далекого от бухгалтерии человека при слове "бухгалтерский учет" возникает бухгалтер, который считает какие-то цифры, делает записи, составляет отчетность.

Определение понятию "бухгалтерский учет" дано в Законе о бухгалтерском учете*(1) . Согласно данному определению бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

А вот что такое бюджетный учет знают немногие. В новой статье попробуем разобраться, чем бюджетный учет отличается от бухгалтерского, кто обязан его вести?

Что такое бюджетный учет?

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (п. 2 ст. 264.1 БК РФ).

То есть, бюджетный учет – это разновидность бухгалтерского учета. Но при этом бюджетный учет дает информацию не просто о финансовом состоянии отдельных экономических субъектов - организаций, индивидуальных предпринимателей, а о финансовом состоянии бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. А значит и вести бюджетный учет должны не все юридические лица, а только те, чья отчетность важна для анализа финансового состоянии бюджетов РФ. Индивидуальные предприниматели бюджетный учет не ведут.

Кто обязан вести бюджетный учет?

Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета*(2) .

Юридические лица, которые обязаны вести бюджетный учет, перечислены в п. 2 Инструкции . Это:

  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения, в том числе находящихся за пределами РФ;
  • иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства в части отражения на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

Кроме того, бюджетный учет ведут:

  • государственные корпорации "Росатом", "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждениям и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Следует отметить, что в обычной хозяйственной деятельности госкорпорации, бюджетные, автономные учреждения и и унитарные предприятия бюджетный учет не ведут, хотя часть их расходов, а зачастую большая их часть и финансируется из бюджетов разных уровней. Бюджетный учет данные юридические лица ведут обособленно от остального бухгалтерского учета, применяют при этом счета бюджетного учета. При ведении бюджетного учета указанные субъекты в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяют код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

Бюджетная отчетность

Итогом ведения бухгалтерского учета и отражения фактов хозяйственной жизни на счетах является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это правило распространяется и на бюджетный учет. Итог его ведения - это составление бюджетной отчетности.

Каждое юридическое лицо, составляющее бюджетную отчетность, представляет ее вышестоящему органу, который ее проверяет, утверждает. После принятая отчетность сводится и консолидируется (складывается с отчетами других субъектов бюджетной отчетности), взаимосвязанные показатели при этом исключаются. В итоге получается наглядная картина об исполнении бюджетов разных уровней, в том числе и федерального бюджета.

Общий, обязательный для всех субъектов бюджетной отчетности порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется соответствующей Инструкцией*(3) . Особенности представления бюджетной отчетности могут быть установлены для подведомственных главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, финансовым органом, органом казначейства.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.