Второй дом нарышкиных на пречистенском бульваре. Дворцовые тайны

Особняк Трубецких-Нарышкиных (ул.Чайковского, 29) наконец открыл свои двери после реставрации.

Дом Трубецкого (Нарышкиных) — федеральный памятник архитектуры. На участке дома №29 по улице Чайковского с 1750-х годов находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду А.С. Пушкина

Одноэтажный особняк был построен в 1779-1780 гг. для Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого».

Иван Абрамович Ганнибал был крупной фигурой того времени: знаменитый военный, герой Наваринского сражения и Чесменской битвы, строитель крепости и города Херсона, он был настолько известен, что даже когда рассорился с фаворитом императрицы князем Потемкиным, Екатерина II приняла сторону Ганнибала. Однако горячий нравом сын "арапа Петра Великого", несмотря на милость императрицы, вышел в отставку и переехал в Петербург. Какое-то время он жил в этом доме, периодически выезжая в Ингерманландию.

После смерти старика Ганнибала в 1781 г. дом перешёл к его сыновьям, которые уступили права на него старшему брату - Ивану. После смерти Ивана в 1823 г. дом переходит в собственность сенатора И. Н. Неплюева, а после его смерти в 1823 г. в доме поселилась его дочь Мария вместе с мужем поручиком Е. П. Енгалычевым.

Князь Пётр Никитич Трубецкой (4 (15) августа 1724 — 12 (23) мая 1791) — русский сенатор, литератор и библиофил из рода Трубецких

В 1855 г. новым хозяином особняка становится князь П. Н. Трубецкой. Для него Г. А. Боссе перестраивает особняк. Был значительно расширен фасад на ул. Чайковского за счёт сноса маленького флигеля и ворот.



Вскоре Трубецкой женился на Елизавете Эсперовне Белосельской-Белозерской. Эта дама желала устроить здесь великосветский салон, однако приобрести такую известность их дому не удалось. Мало того, из-за больших финансовых трат князь был вынужден сдавать особняк в наём. Дом снимали английский посол Непир, итальянское посольство.

В 1874 году дом приобрёл зять князя Павел Павлович Демидов (наследник огромного наследства), носивший не признанный в России титул Сан-Донато. В следующем году Демидов перепродал участок Василию Львовичу Нарышкину.

Для Нарышкиных дом был перестроен 1875-1876 годах по проекту архитектора Р.А. Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебный корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. Василий Львович Нарышкин был женат на княжне Февронье Орбелиани, его сын женился на дочери Сергея Юльевича Витте.

После 1917 года хозяева особняка уехали из России. То, что затем здание занимали различные организации (так, в 1918 году – Литейная районная продовольственная управа), спасло его от разграбления, которому в те годы подверглись многие особняки. После бегства Нарышкиных за границу здесь оставалось значительное количество ценных предметов искусства. В 1920 году на трёх подводах они были вывезены в Эрмитаж, часть ценностей затем передали Русскому музею.

С 1923 года здесь находилась Детская художественная студия, носившая имя Златы Лилиной – жены тогдашнего петроградского руководителя Зиновьева. Потом имя Лилиной из названия убрали, а сама студия, преобразованная в Дом художественного воспитания детей, находилась тут и дальше. После войны здание целиком принадлежало Дзержинскому райкому партии: здесь помещались кабинет политического просвещения, отдел пропаганды и агитации. Одну из комнат в бывшем особняке Нарышкиных занимало районное общество «Знание».

В 2009 году ООО «Интарсия» выкупило все жилые квартиры и перевело их в статус нежилых.
Здание будет приспособлено под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.

2 апреля 2012.В Санкт-Петербурге эксперты изучают редчайший клад. В особняке Нарышкиных найдены семейные сокровища, которые пролежали в тайной комнате почти целый век после революции в 1917 году.На тайник наткнулись во время ремонта, когда вскрыли полы. Находка вполне может оказаться не последней — в то неспокойное время в России дворяне и просто богатые люди часто старались спрятать накопленные сокровища.

Фамильное столовое серебро старинного дворянского рода Нарышкиных обнаружил в четверг 29 марта во время реконструкции особняка по адресу: улица Чайковского, 29 прораб группы компаний «Интарсия». Эта компания специализируется на реставрационных работах. Ее рабочие нашли небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания.В комнате площадью 6 квадратных метров находились 40 мешков с серебряной посудой, украшенной гербом Нарышкиных, а также медалями и орденами времен Российской империи.

Ценности были завернуты в газеты, датированные 1917-м годом. Заметим, что в конце 1917 года Нарышкины покинули Россию, а ценности, сохранившиеся в особняке, в 1920 годум были перевезены в Эрмитаж и Русский музей.
О том, что в особняке может еще хранится фамильная посуда Нарышкиных, никто из наследников никогда не упоминал.
Сейчас ценности пытаются описать прибывшие на место эксперты КГИОП правительства Санкт-Петербурга. Они работают в перчатках, чтобы не повредить ценности

Десятки килограммов серебра: уникальные сервизы, канделябры — все бережно упаковано в газеты страшного 17-го года. И полито уксусом, он защищает благородный металл от окисления. Особняк на Чайковского принадлежал роду Нарышкиных, и именно их герб выгравирован на большинстве предметов.«Впечатлило! Это парадные сервизы дворянские, то есть это уникальный клад, равного которому просто не было», — говорит начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Кириллов.


Даже по кадрам оперативной съемки понятно, что в Петербурге нашли нечто настолько неординарное, с чем еще не сталкивались даже ведущие эксперты Государственного Эрмитажа.

Марина Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором западно-европейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, считает: «По-моему, Сазиков — один из крупнейших серебренников, работавших в Петербурге и имевших отделение в Москве. Вещи очень дорогие. Даже в те времена. Это должно быть в музее и даже на постоянных выставках».Если бы не капитальный ремонт великокняжеского особняка, кто знает, сколько десятилетий пролежало бы сокровище между вторым и третьим этажами. Каменный мешок обнаружили рабочие, которые вскрывали полы. Настоящая тайная комната не такая уж редкость для старинных домов. Эффект барокко — изумлять, поражать — нашел своеобразное применение.



«В России мода на тайники особенно возникла в XVIII веке. Пошла мода на механику. То есть интересовал механизм, интересовали обманки. Например, вот вы прикоснётесь, подвинете это, и оно откроется», — рассказала Екатерина Станюкович-Денисова, историк архитектуры, старший преподаватель кафедры истории и русского искусства Санкт-Петербургского госуниверситета.



Начиная от скрытых замочных скважин в хозяйственных шкафах, заканчивая совсем сложными сооружениями, что-то витало тогда в воздухе: желание иметь тайну, скрыть нечто от посторонних глаз не обошло даже представителей рода Романовых.



В кабинете внука Николая Первого, великого князя Константина Константиновича Романова, того самого президента Императорской академии наук и поэта, который подписывался инициалами Ка Эр, была тайна, о которой, наверное, догадывались другие обитатели Мраморного дворца, но это был всё же секрет для большинства. С виду обычный книжный шкаф, но если нажать на стеновую панель — это кнопка.



То есть это и не шкаф вовсе, а потайная дверь. Она не вела к черному ходу, не использовалась для каких-то конспиративных целей. За дверцей была молельня. И общение с Богом было настолько личным и деликатным делом, что великий князь распорядился вход скрыть от посторонних глаз и уходил за дверь только тогда, когда в кабинете никого не было.


Про умершего в 1915 году великого князя Константина теперь говорят: ему повезло, имея в виду, что он не дожил до революции. Троих его сыновей большевики жестоко убили в Алапаевске. Мода на тайники в то время превратилась в необходимость. Если предприимчивые купцы переводили деньги в бриллианты, то дворяне пытались спрятать имущество в собственных домах.


«Вот это тайник, обнаруженный 12 октября 1925 года. Даже следы взлома видны с тех самых далеких времен. Самый богатый, пожалуй, клад найден был в Юсуповском дворце — том самом, где убили Григория Распутина. Вот, кстати, потайная дверь, через которую выносили сибирского старца. По советским музеям разошлись одна из лучших в Европе коллекций живописи, скрипки Амати, драгоценности, неизвестные письма Пушкина и автографы других знаменитостей, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его семье», — показывает специалист.




Потомственный русский аристократ и классик литературы Владимир Набоков, бежавший в одно время с Нарышкиными, Шереметьевыми и Юсуповыми, до конца жизни хранил фото семейного особняка на Большой Морской улице Петербурга. Разделённый с Россией целым океаном, он вспоминал о доме в автобиографии «Другие берега».



«Я родился в комнате на втором этаже — там, где был тайничок с материнскими драгоценностями: швейцар Устин лично привёл к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 17-го года», — писал Набоков много десятилетий спустя. Вот он этот тайничок — скрытый в стене сейф. Закрыт — ключ утерян давным-давно. Отсюда Набоковы бежали от революции. И уж наверное, как и тысячи других, не думали, что это навсегда. И надеялись, что ценности дождутся их возвращения на родину.



В доме Нарышкиных сейчас проводят сигнализацию и выставили вооруженную охрану. Не исключено, что в великокняжеском особняке есть ещё таинственные полости в каменной кладке.





О своих правах на наследие предков объявил представитель рода Нарышкиных, в настоящее время проживающий в Южной Африке, и петербургский адвокат, носящий ту же фамилию.


"По российским законам, насколько мне известно, мне не на что претендовать, ведь я не являюсь родственником по прямой линии… Но, возможно, если не найдется других родственников, и если найдется адвокат, который будет готов заняться этим делом, - почему бы и не претендовать", – заявил 65-летний Петр Нарышкин



На кусочке территории между реками Цной, Шачей и Вышей, где время как будто застыло на месте - стоит и не движется. Кажется, что здесь сам воздух пропитан легендами и преданиями. И есть такая гора, называемая Быковой - где-то там, на севере, где Выша сливается с Цной. А на горе той стоит замок хозяйки тех мест - Александры Николаевны Нарышкиной. Сама Александра Николаевна урождена была Чичериной, но имя ее прочно связано с дворянской фамилией Нарышкиных. Нарышкины - дворянский род, происходящий, по преданию, от крымского татарина Нарышка, выехавшего в Москву в 1463 году и бывшего при великом князе Московском Иване Васильевиче окольничим. Его потомки находились на государственной службе и занимали разные должности. Нарышкины возвысились в конце XVII века, благодаря браку царя Алексея Михайловича с дочерью Кирилла Полуэктовича Нарышкина, Натальей. Рождением Петра Великого род Нарышкиных сделался на вечные времена известным. Во второй половине XVII века Петр I подарил своему дяде по линии матери, Льву Кирилловичу Нарышкину, на территории Тамбовской губернии огромные земельные вотчины, в том числе и в Шацком уезде, где в селе Польное Конобеево у Нарышкиных было устроено родовое поместье. Земельные владения передавались из рода в род по наследству. Самыми памятными в истории Шацкого края и, в частности, в истории Вышенского монастыря, из фамилии Нарышкиных были Эммануил Дмитриевич и Сергей Кириллович. Замечательна и тесными узами соприкасается с историей Вышенской пустыни судьба Эммануила Дмитриевича Нарышкина, двоюродного дяди Сергея Кирилловича.Первой женой Э. Д. Нарышкина была дочь действительного тайного советника Новосильцева, Екатерина Николаевна. В 1869 году последовала преждевременная ее кончина, вызвавшая перелом в душе Эммануила Дмитриевича. Он стал тяготеть к тихой уединенной жизни. К этому времени отменили крепостное право. Эммануил Дмитриевич оставил службу при Дворе, а благоустроенное родовое поместье переместил из Польного Конобеева на Быкову Гору. Здесь его стараниями возник уникальный усадебный комплекс - своего рода летняя резиденция.

В каком году на Горе начали строить дом-замок, сейчас, не располагая документальными материалами, сказать сложно. Очевидно, Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины. Известно, что к началу 1870-х годов дом на Горе уже существовал .

Сама барская усадьба расположена на вершине горы, которая как будто обрывается к берегу реки Цны. Дальше, до самой реки, простирается широкий луг. Центром усадьбы был просторный двухэтажный барский дом.

На втором этаже в башенке была устроена специальная молельная комната.

С балконов

открывался живописный вид на пойменные луга реки Цны. Все строения утопали в зелени. Роскошный сад, парк с липовыми аллеями, пруд, цветники...

Рядом с домом была устроена в отдельном флигеле вышивальная мастерская, куда привлекались девушки из окрестных деревень, работу которых Александра Николаевна щедро оплачивала, таким образом обеспечивая их к замужеству. Здесь изготавливались прекрасные изделия: многоцветные ковры из шерстяной пряжи и сетчатые плетеные кружева. Лучшие из них демонстрировались на выставках кустарных изделий в Тамбове, Санкт-Петербурге и других городах.

Несмотря на отдаленность от столиц Быкову Гору посещали знаменитые и высокие гости. Среди них - министр Двора граф И. И. Воронцов-Дашков с семейством. Но самым, пожалуй, памятным был визит Их Императорских Высочеств. В сентябре 1886 года в усадьбу прибыли Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью, и Великий Князь Павел Александрович.

Дом представляется небольшим деревянным замком о двух этажах, с одной башенкой, двумя балконами-лоджиями и глубоким каменным подвалом.

Большие комнаты с облупившимися стенами еще хранят память о бывших хозяевах дома, правда память эта "разбавлена" несознательными посетителями.

Вот только передвигаться по дому следует с опаской - совершенно запросто можно свернуть себе шею. попав в какую-нибудь дырку в полу или проломив своим весом подгнившие доски.

Удивительное это место - Быкова гора....

Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.

Особняк Трубецких-Нарышкиных (ул.Чайковского, 29) наконец открыл свои двери после реставрации.

Дом Трубецкого (Нарышкиных) — федеральный памятник архитектуры. На участке дома №29 по улице Чайковского с 1750-х годов находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду А.С. Пушкина

Одноэтажный особняк был построен в 1779-1780 гг. для Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого».

Иван Абрамович Ганнибал был крупной фигурой того времени: знаменитый военный, герой Наваринского сражения и Чесменской битвы, строитель крепости и города Херсона, он был настолько известен, что даже когда рассорился с фаворитом императрицы князем Потемкиным, Екатерина II приняла сторону Ганнибала. Однако горячий нравом сын "арапа Петра Великого", несмотря на милость императрицы, вышел в отставку и переехал в Петербург. Какое-то время он жил в этом доме, периодически выезжая в Ингерманландию.

После смерти старика Ганнибала в 1781 г. дом перешёл к его сыновьям, которые уступили права на него старшему брату - Ивану. После смерти Ивана в 1823 г. дом переходит в собственность сенатора И. Н. Неплюева, а после его смерти в 1823 г. в доме поселилась его дочь Мария вместе с мужем поручиком Е. П. Енгалычевым.

Князь Пётр Никитич Трубецкой (4 (15) августа 1724 — 12 (23) мая 1791) — русский сенатор, литератор и библиофил из рода Трубецких

В 1855 г. новым хозяином особняка становится князь П. Н. Трубецкой. Для него Г. А. Боссе перестраивает особняк. Был значительно расширен фасад на ул. Чайковского за счёт сноса маленького флигеля и ворот.



Вскоре Трубецкой женился на Елизавете Эсперовне Белосельской-Белозерской. Эта дама желала устроить здесь великосветский салон, однако приобрести такую известность их дому не удалось. Мало того, из-за больших финансовых трат князь был вынужден сдавать особняк в наём. Дом снимали английский посол Непир, итальянское посольство.

В 1874 году дом приобрёл зять князя Павел Павлович Демидов (наследник огромного наследства), носивший не признанный в России титул Сан-Донато. В следующем году Демидов перепродал участок Василию Львовичу Нарышкину.

Для Нарышкиных дом был перестроен 1875-1876 годах по проекту архитектора Р.А. Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебный корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. Василий Львович Нарышкин был женат на княжне Февронье Орбелиани, его сын женился на дочери Сергея Юльевича Витте.

После 1917 года хозяева особняка уехали из России. То, что затем здание занимали различные организации (так, в 1918 году - Литейная районная продовольственная управа), спасло его от разграбления, которому в те годы подверглись многие особняки. После бегства Нарышкиных за границу здесь оставалось значительное количество ценных предметов искусства. В 1920 году на трёх подводах они были вывезены в Эрмитаж, часть ценностей затем передали Русскому музею.

С 1923 года здесь находилась Детская художественная студия, носившая имя Златы Лилиной - жены тогдашнего петроградского руководителя Зиновьева. Потом имя Лилиной из названия убрали, а сама студия, преобразованная в Дом художественного воспитания детей, находилась тут и дальше. После войны здание целиком принадлежало Дзержинскому райкому партии: здесь помещались кабинет политического просвещения, отдел пропаганды и агитации. Одну из комнат в бывшем особняке Нарышкиных занимало районное общество «Знание».

В 2009 году ООО «Интарсия» выкупило все жилые квартиры и перевело их в статус нежилых.
Здание будет приспособлено под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.


В Санкт-Петербурге эксперты изучают редчайший клад. В особняке Нарышкиных найдены семейные сокровища, которые пролежали в тайной комнате почти целый век после революции в 1917 году.На тайник наткнулись во время ремонта, когда вскрыли полы. Находка вполне может оказаться не последней — в то неспокойное время в России дворяне и просто богатые люди часто старались спрятать накопленные сокровища.

Фамильное столовое серебро старинного дворянского рода Нарышкиных обнаружил в четверг 29 марта во время реконструкции особняка по адресу: улица Чайковского, 29 прораб группы компаний «Интарсия». Эта компания специализируется на реставрационных работах. Ее рабочие нашли небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания.В комнате площадью 6 квадратных метров находились 40 мешков с серебряной посудой, украшенной гербом Нарышкиных, а также медалями и орденами времен Российской империи.

Ценности были завернуты в газеты, датированные 1917-м годом. Заметим, что в конце 1917 года Нарышкины покинули Россию, а ценности, сохранившиеся в особняке, в 1920 годум были перевезены в Эрмитаж и Русский музей.
О том, что в особняке может еще хранится фамильная посуда Нарышкиных, никто из наследников никогда не упоминал.
Сейчас ценности пытаются описать прибывшие на место эксперты КГИОП правительства Санкт-Петербурга. Они работают в перчатках, чтобы не повредить ценности

Десятки килограммов серебра: уникальные сервизы, канделябры — все бережно упаковано в газеты страшного 17-го года. И полито уксусом, он защищает благородный металл от окисления. Особняк на Чайковского принадлежал роду Нарышкиных, и именно их герб выгравирован на большинстве предметов.«Впечатлило! Это парадные сервизы дворянские, то есть это уникальный клад, равного которому просто не было», — говорит начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Кириллов.


Даже по кадрам оперативной съемки понятно, что в Петербурге нашли нечто настолько неординарное, с чем еще не сталкивались даже ведущие эксперты Государственного Эрмитажа.

Марина Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором западно-европейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, считает: «По-моему, Сазиков — один из крупнейших серебренников, работавших в Петербурге и имевших отделение в Москве. Вещи очень дорогие. Даже в те времена. Это должно быть в музее и даже на постоянных выставках».Если бы не капитальный ремонт великокняжеского особняка, кто знает, сколько десятилетий пролежало бы сокровище между вторым и третьим этажами. Каменный мешок обнаружили рабочие, которые вскрывали полы. Настоящая тайная комната не такая уж редкость для старинных домов. Эффект барокко — изумлять, поражать — нашел своеобразное применение.



«В России мода на тайники особенно возникла в XVIII веке. Пошла мода на механику. То есть интересовал механизм, интересовали обманки. Например, вот вы прикоснётесь, подвинете это, и оно откроется», — рассказала Екатерина Станюкович-Денисова, историк архитектуры, старший преподаватель кафедры истории и русского искусства Санкт-Петербургского госуниверситета.



Начиная от скрытых замочных скважин в хозяйственных шкафах, заканчивая совсем сложными сооружениями, что-то витало тогда в воздухе: желание иметь тайну, скрыть нечто от посторонних глаз не обошло даже представителей рода Романовых.



В кабинете внука Николая Первого, великого князя Константина Константиновича Романова, того самого президента Императорской академии наук и поэта, который подписывался инициалами Ка Эр, была тайна, о которой, наверное, догадывались другие обитатели Мраморного дворца, но это был всё же секрет для большинства. С виду обычный книжный шкаф, но если нажать на стеновую панель — это кнопка.



То есть это и не шкаф вовсе, а потайная дверь. Она не вела к черному ходу, не использовалась для каких-то конспиративных целей. За дверцей была молельня. И общение с Богом было настолько личным и деликатным делом, что великий князь распорядился вход скрыть от посторонних глаз и уходил за дверь только тогда, когда в кабинете никого не было.


Про умершего в 1915 году великого князя Константина теперь говорят: ему повезло, имея в виду, что он не дожил до революции. Троих его сыновей большевики жестоко убили в Алапаевске. Мода на тайники в то время превратилась в необходимость. Если предприимчивые купцы переводили деньги в бриллианты, то дворяне пытались спрятать имущество в собственных домах.


«Вот это тайник, обнаруженный 12 октября 1925 года. Даже следы взлома видны с тех самых далеких времен. Самый богатый, пожалуй, клад найден был в Юсуповском дворце — том самом, где убили Григория Распутина. Вот, кстати, потайная дверь, через которую выносили сибирского старца. По советским музеям разошлись одна из лучших в Европе коллекций живописи, скрипки Амати, драгоценности, неизвестные письма Пушкина и автографы других знаменитостей, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его семье», — показывает специалист.




Потомственный русский аристократ и классик литературы Владимир Набоков, бежавший в одно время с Нарышкиными, Шереметьевыми и Юсуповыми, до конца жизни хранил фото семейного особняка на Большой Морской улице Петербурга. Разделённый с Россией целым океаном, он вспоминал о доме в автобиографии «Другие берега».



«Я родился в комнате на втором этаже — там, где был тайничок с материнскими драгоценностями: швейцар Устин лично привёл к нему восставший народ через все комнаты в ноябре 17-го года», — писал Набоков много десятилетий спустя. Вот он этот тайничок — скрытый в стене сейф. Закрыт — ключ утерян давным-давно. Отсюда Набоковы бежали от революции. И уж наверное, как и тысячи других, не думали, что это навсегда. И надеялись, что ценности дождутся их возвращения на родину.



В доме Нарышкиных сейчас проводят сигнализацию и выставили вооруженную охрану. Не исключено, что в великокняжеском особняке есть ещё таинственные полости в каменной кладке.





О своих правах на наследие предков объявил представитель рода Нарышкиных, в настоящее время проживающий в Южной Африке, и петербургский адвокат, носящий ту же фамилию.


"По российским законам, насколько мне известно, мне не на что претендовать, ведь я не являюсь родственником по прямой линии… Но, возможно, если не найдется других родственников, и если найдется адвокат, который будет готов заняться этим делом, - почему бы и не претендовать", - заявил 65-летний Петр Нарышкин


2017г. | 2011г. | 2010г. | 2009г. | 2008г. |
Ремонт усадьбы

Дом Нарышкиных

В 1744 году Александр Львович Нарышкин начал строить каменную церковь во имя Знамения Богородицы. При нем же боярские постройки обрели современные очертания. Был заложен большой дом, разбиты сады и аллеи, сооружены оранжереи.

Усадьбы Нарышкиных , построена в XVIII в. с тосканскими пилястрами, широкими нишами и бельведером, откуда во все стороны открывались прекрасные виды. Дом был поставлен по центральной оси участка с парадным двором, фланкированным служебными корпусами, с одной стороны, и с регулярным садом, с другой. Композиция строилась строго симметрично по отношению к главной оси центрального здания усадьбы.

Имела замкнутый камерный характер. В нее вела из Покровского прямая трехкилометровая аллея, заканчивавшаяся у Знаменской церкви. Эта аллея соответствует трассе современной Большой Филевской ул. и, по мнению И. Е. Забелина , была специально устроена перед посещением усадьбы Екатерины II 7 июня 1763 г.

В 1818 г. возникла необходимость принять в Москве прусского короля Фридриха Вильгельма III, отца императрицы Александры Фёдоровны. Визит короля был вызван рождением наследника престола. Ко роль ехал через Польшу, путь к Москве лежал по Можайской дороге около Кунцева.
В честь такого знаменательного события А. Л. Нарышкин установил памятный обелиск с изображением вензеля Александра I на западной стороне памятника. На другой стороне, обращённой к Москве, на бронзовой доске надпись:
«1818 года июля 4 дня Король Прусский Фридрих Вильгельм III, уз рев из Кунцева Москву, благодарствовал ей за спасение своего Государства»
(имелась в виду победа над Наполеоном). Не обошлось без ошибки: король был в Кунцеве 1 июня.

Цоколь усадьбы Нарышкиных, со стороны берега Москвы-реки укреплен кирпичной подпорной стенкой, оформленной как открытая терраса с лестничными сходами в парк. В подпорной стене дома устроен небольшой двухколонный портик. По сторонам его стояли мраморные статуи Юпитера и Юноны (итальянские копии с античных оригиналов) сохранились постаменты по сторонам арочного грота террасы.

Главный фасад дома обращен к Москве-реке, крутой берег спускается вниз ровным зеленым откосом. В конце 18 в. по сторонам его были деревянные сходы, а внизу у берега реки - широкий деревянный помост. Позднее там была поставлена мраморная скульптурная группа "Похищение Прозерпины Плутоном" , выполненная мастером Паоло Трискорни. Несколько мраморных скульптур и бюстов, по большей части комические, украшали регулярный парк около дома.

В 1812 г. Кунцевский дом сгорел и был отстроен заново в 1817 году.

Тогда же и были выстроены два симметричных одноэтажных флигеля, сооруженных в ампирных формах и подчеркнувших главную ось комплекса.

В 40-х годах XIX века в саду стояла железная статуя русской работы, датированная 1732 годом и изображавшая обнаженную женщину с поднятой рукой. В конце прошлого века сохранялась и старинная беседка в виде гриба, устроенная из основания старого дуба с дуплом, покрытого соломенной кровлей.

Кроме того, в середине XIX века в парке были установлены так называемые "половецкие бабы" - древние сакральные изваяния, вывезенные из степей южной России для его украшения (утрачены).

В 1913 г. храм Знамения Богородицы был перестроен в византийском стиле по проекту архитектора С. Л. Соловьева.
У церкви были погребены последние владельцы усадьбы В. И. и Н. Г. Солдатенковы.

Род Нарышкиных владел усадьбой 175 лет.

В 1865 г. Кунцево было продано К. Т. Солдатенкову. До начала 20 века земли представляли собой дачную местность с большим количеством владельцев (Солдатенков, Шелапутин, Садовников ).

На протяжении XIX в. Главный дом перестраивался дважды - в середине века и после покупки его К.Т. Солдатенковым.

До 1974 г. Дом был деревянным, однако утратил бельведер.
(Бельведер (от итал. belvedere - «прекрасный вид») - легкая постройка (вышка, надстройка над зданием (часто круглая в плане) или небольшая отдельная постройка) на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности.)

В 1976 г, после пожара Дом был разобран и восстановлен в кирпиче.

Сам Михаил Юрьевич Лермонтов гостил со своей бабушкой на кунцевской даче Нарышкиных, правда, хозяин в то время там не жил. Четырнадцатилетний Миша влюбился здесь в совсем юную девочку, но без взаимности и очень был огорчён. Отвергнутый кавалер вроде бы в порыве гнева воскликнул: «И чёрт меня угораздил родиться в этой России!..»

Нарышкин продал усадьбу со всем имуществом. В доме остались картины, портреты, в парке, так же, как и при прежнем хозяине, стояли скульптуры, играл оркестр, на летней эстраде давались концерты и спектакли. На берегу Москвы-реки действовали пляжи, пристань.

Свою коллекцию - более 200 картин А. А. Иванова, К. П. Брюллова, П. А. Федотова, В. Г. Перова и других художников, библиотеку, составлявшую восемь тысяч томов книг и 15 тысяч журналов Солдатенков передал Румянцевскому музею Петербурга.

С 1925 г. коллекция Солдатенкова вошла в собрание Третьяковской галереи, Русского музея, Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.

Скончался К. Т. Солдатенков в Кунцеве (1901 г.).

ВЛАДЕЛЬЦЫ УСАДЬБЫ КУНЦЕВО
Годы Владельцы Годы жизни Примечания
- 1622 Федор Иванович Мстиславский 1622
1622-1639 Ирина Ивановна Мстиславская 15 ноября 1639 сестра Федора Ивановича
1639-1649 Дворцовое ведомство
1649-1668 Илья Данилович Милославский 1595-1668
1668-1672 Дворцовое ведомство
1672-1686 Иван Михайлович Милославский 1635-1685 племянник Ильи Даниловича
1686-1689 Федосья Ивановна Милославская
1689-1690 Патриаршая вотчина
1690-1690 Андрей Артамонович Матвеев 1666-1728 продал Л. К. Нарышкину
1690-1705 Лев Кириллович Нарышкин 1664-1705
1705-1737 Иван, Александр и Евграф Львович Нарышкины раздел
1737-1746 Александр Львович Нарышкин 1694-1746
1746-1799 Лев Александрович Нарышкин 1733-1799
1799-1826 Александр Львович Нарышкин 1760-1826
1826-1838 Кирилл Александрович Нарышкин 1786-1836
1838-1862 Лев Кириллович Нарышкин 1809-1855
1862-1865 Василий Львович Нарышкин 1841-1909
1865-1901 Козьма Терентьевич Солдатенков 1818-1901
1901-1910 Василий Иванович Солдатенков 1847-1910
1901-1917 Надежда Георгиевна Солдатенкова (Филепсон)
Фотографии дома Нарышкиных
Пруд
План 1839г.








Флигель


Усадьба Нарышкиных 1975г.

В единении сила

И.Е. Забелин

Похищение Прозерпины Плутоном

К.Т. Солдатенков


Нарышкинский пруд.

Нарышкинский пруд.
Фотографии из личного архива Солдатенковых

Фундамент строения можно
и сейчас найти в парке




Юпитер

Берег Москвы-реки

Усыпальница Солдатенковых


Школа


Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцеве17.09.1913


Саркофаг над усыпальницей Солдатенковых


Фото с участием Солдатенковых

Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцеве 17.09.1913

Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцеве

Храм "Знамение" в Кунцеве

Храм "Знамение" в Кунцеве

Храм "Знамение" в Кунцеве

Храм "Знамение" в Кунцеве

Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцеве


На территории храма "Знамение"

Подготовка к новой экскурсии, это маленькая исследовательская работа.
Некоторые дома открываются для тебя по новому, не так как написано в путеводителях и других известных источниках. И даже у таких маститых как Федосюк и Романюк.


на четной стороне бульвара стоит вот такой не очень красивый дом.:)))
Историю его описывают со времени покупки его золотопромышленником И.И. Некрасовым.
А до того пишут кратко:
Городская усадьба князя И. М. Оболенского - И. И. Некрасова - А. А. Катуар-де-Бионкур (XVIII-XIX вв. Дом главный (с палатами) 2-я пол. XVIII в., 1783 г., 1802 г., 1834 г., 1890-е гг., арх. Р. И. Клейн, Л. Н. Кекушев, 1903 г., (балкон) арх. И. П. Залесский), ценный градоформирующий объект.

А, наверно, дольше всего он принадлежал семье Кирилла Михайловича Нарышкина.
Выглядел он правда тогда не так как на моем фото, а вот так как на этой фотографии 1867 года.



он второй справа после крыши флигеля Губернской гимназии (Пречистенский бульвар д.2) где еще Пушкин у Окулова бывал...
После пожара особняк И.М. Оболенского был восстановлен в стиле ампир с портиком и колоннами, с главным входом со двора, куда был заезд с проезда бульвара.
Вот что пишет про него :
"Положение дома замечательно красиво на высоком берегу Пречистенского бульвара и ручья Чертолья. В двух шагах от Храма Христа Спасителя и его сада, парадными окнами дом выходит дом выходит на солнечную сторону. В старину, при Нарышикных, парадная лестница вела с подъезда двора, теперь же вход устроен с улицы."

Кирилл Михайлович (22 июня 1785, Москва - 7 января 1857, Москва) - старший брат декабриста Михаила Михайловича Нарышкина. Помните жена декабриста Лизонька Коновницына последовала за ним в Сибирь. Младшая сестра Нарышикиных Маргарита - знаменитая Маргарита Тучкова, которая после Бородинского сражения поехала на поле искать тело молодого убитого там мужа, а потом основала там Спасо-Бородинский монастырь и стала монахиней Марией.
Выросли они все тут же на Пречистенском бульваре в доме №10

Кирилл Михайлович в 1803 году начал военную карьеру, он участник войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 года, командовал Псковским пехотным полком. Его брат Михаил воевал в ту войну под его командованием.
Уволен в отставку по ранению в 1826 году с мундиром.

Купил этот дом приблизительно в конце 1830-х годов, когда переселился с семьей на жительство в Москву.

Женат он был на Анне Николаевне Сутгоф (1800 – 1886), дочери участника Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 – 1814 гг. генерал-майора Николая Ивановича Сутгофа (1765 – 1836) и сестре декабриста Александра Николаевича Сутгофа (1801 – 1872).

У них было 5 сыновей - Алексей, Петр, Михаил, Николай, Александр и 3 дочери - Наталья, Мария, Софья.
Сын Алексей был женат на правнучке Суворова Наталии Александровне Талызиной... .

ой все больше не буду, кто на ком женат, это я до завтра не кончу пост:)))

С возвращением брата из ссылки Кирилл Михайлович вернул причитающееся Михаилу наследство в Калужской губернии.
А в январе 1857 года Кирилл Михайлович скончался.
Вот как об этом писал декабрист М.М. Нарышкин своему другу декабристу Евгению Петровичу Оболенскому: “Три недели как мы возвратились из Москвы, где имели много скорбных и радостных впечатлений. В числе скорбных – кончина родного брата моего Кирилла Михайловича, которого Господь призвал к себе, после долгой болезни. Я успел еще за ним походить и принять последнюю его волю”.

А вот как описал его похороны Д.Н. Никифоров, который как плац-офицер московского коменданта на них присутствовал.
"Генерал Нарышкин...хотя не состоял на действительной службе, но, имея офицерский Георгиевский крест, по воинскому уставу имел право при погребении на воинские почести. ...
Перед домом вдоль бульвара расположился лейб-гвардии Литовский полк, расположенный в то время в Москве для занятия караулов столицы. ...


... Вся московская знать была присутствовала при отпевании, во главе с генерал-губернатором (тогда это был Закревский).
После отпевания гроб повезли для погребения в Донской монастырь. Литовский полк последовал за кортежем.
Когда тело было придано земле и сделан установленный залп из оружия, то солдатам оздана была чарка водки, пироги и еще что то.
Офицеры были приглашены к завтраку в трапезную монастыря. после завтрака всем офицерам розданы были золотые кольца с вырезанную надписью имени, отчества и фамилии покойного и дата его кончины. Это был единственный случай, при обряде которого мне пришлось присутствовать. Говорят, обычай этот соблюдался в старину многими богатыми магнатами, но теперь вышел из употребления."

Что стало потом с домом пишет все тот же Никифоров:
" Дом Нарышкиных был продан наследниками купцу Колесову за тридцать тысяч рублей. Им продан купцу Некрасову за девяносто тысяч, а теперь (начало 20 века) его купил де Бионкур, что-то около 200 тысяч. Так поднялась ценность домов в Москве."

Итак наследники продали дом купцу Колесову, а тот Ивану Игнатьевичу Некрасову.
Это было в 1890-годы. Иван Игнатьевич имел 15 золотоностных рудников в Канско-Ачинском бассейне и 3 винокуренных завода. Один из богатейших людей Канска и Красноярска.
Он дружил с Суриковым и возможно именно Суриков про дом этот ему рассказал, потому что жил он в то время буквально напротив в доходном владении на стрелке Пречистенки и Остоженки.
Некрасов в конце 19 века открывает свое представительство в Москве и ему нужен тут свой дом.
Старинный дом Нарышкиных ему перестраивает Роман Иванович Клейн (в прошении в Городскую управу сказано было капитальный ремонт с перепланировкой).
И почти сразу в 1899 году Лев Кекушев перестраивает фасады.



Кекушев делает довольно лаконичные фасады. Использует прием аппликации, наложения вертикального плоского декора на плоскость стены


сложно сделаны наличники окон парадного второго этажа.
Нижний край наличников образовывают над окнами первого этажа криволинейные ниши


В начале 20 века Некрасов продает этот дом.
Покупает его Александр Андреевич Катуар де Бионкур (правда владельцем числится его сын Александр Александрович).

К тому времени правда он уже почти всегда жил в Париже.
Происходил он из знаменитой купеческой семьи французского происхождения Катуар (сахарозаводчиков и владельцев кирпичного завода, благотворителей и т.д.) Его дед Жан-Батист-Мари-Август Катуар де Бионкур эмигрировал в Россию сразу же после Великой Французской Революции и сразу же принял российское подданство. Через короткое время этот французский аристократ обзавелся семьей, женившись на Анне Ивановне Леве дочери известного купца из Москвы. Вскоре Иван Катуар (так его звали в России) открыл собственное дело, наладив широкую торговлю чаем, сахаром, вином, шелком и многими другими товарами.
Отец его – Андрей Иванович, а мать – Мария Софи Александровна, урожденная Демонси. Андрей Иванович много похлопотал и только с помощью указа императора вернул себе, жене и потомству право носить приставку де Бионкур.
Александр Катуар рос в достатке, и смерть отца застала его студентом историко-филологического факультета Московского университета. В наследство ему досталось 1,2 миллиона рублей. Эти деньги он вложил в собственное дело, но очень скоро отошел от предпринимательской деятельности.
Главными его пристрастиями были охота, спортивная стрельба и коллекционирование огнестрельного оружия. Его книги по истории европейского оружия до сих пор считаются классикой.
Александр Катуар вошел в историю как коллекционер памятников оружейного искусства. За 25 лет ему удалось собрать крупнейшую частную коллекцию оружия в России. Его книги по истории европейского оружия до сих пор считаются классикой.

В 1903 году он заказывает архитектору Игнатию Павловичу Залесскому небольшие переделки фасада.
Был устроен балкон над входом и небольшой фронтон на крыше для помещения туда герба де Бионкуров.


Именно в этом доме была помещена его уникальная коллекция. И он даже находясь за границей, где проводил все больше времени, писал сыну как должна она содержаться.
Но находилась она тут не долго.
В 1909 году он подарил свою коллекцию Историческому музею. Вместе с собранием коллекционер пожертвовал 10 тысяч рублей на обустройство помещения для коллекции.
В 1910 г. управление музея приняло решение разместить коллекцию в гостиной бывшей квартиры князя Н.С.Щербатова.
Катуар де Бионкур согласился с этим, но высказал пожелание, чтобы данное помещение было «отделено от частных квартир, не служило для каких-либо нужд Музея, кроме научных знаний, было в возможно близком будущем соединено с самим Музеем и стало доступным для обозрения публики»8.
В знак признания заслуг Катуар де Бионкура он был избран действительным членом музея. Его собрание насчитывает более 400 экспонатов из разных стран Западной Европы и Турции, в том числе охотничьи ружья, дуэльные и целевые пистолеты, строевое стрелковое оружие.
Сейчас коллекция депонируется в ГИМе.

Александр Катуар де Бионкур скончался 17 сентября 1913 г. в Париже.
Дом до 1917 года принадлежал его сыну.
Что тут было после революции я как всегда не знаю.
Сейчас тут расположилось Общество ветеранов Войн.

Вот такая вот история.