Исторические поселения и названия таганских улиц. Храм святителя николая чудотворца на болвановке Прощание с Высоцким

Реферат по москвоведению

«Немного о Таганке»

Ученик 11 «Г» класса

Школа-Лицей № 243

Евсеев Валерий А.

История Таганского района…3

Станции Метро…21

История Таганского Района

Таганский район охватывает юго-восточную часть города, которая в далеком прошлом именовалась Заяузьем.

Район Заяузья заселялся и рос по мере роста и развития основного ядра города. Начало Москвы было положено селением на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый-город.

Год от года всё большая часть горожан расселялась вне Кремля, в самом низу холма – на посаде. Так постепенно в XI-XVI веках складывался Большой или Великий посад. В XIV веке его обнесли валом, а 1534 году – рвом и деревянно-земляными укреплениями, а позже – 1538 году на их месте построили стену. Эту стену назвали – Китай-городом. По версии, название «Китай» произошло от слова «Кита», которое означало деревянную изгородь, первоначально окружавшую посад. Поселения, окружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами, предметами ремесленного производства.

В XIII-XIV веках посад был заселен торговцами и ремесленниками, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне, духовенство. Они начали вытеснять из посада купцов, ремесленников. Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены расселяться более плотно и тесно в Зарядье – низменной части Большого посада, которая была рядом с лавками, где они работали. Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье.

Земляным городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между современным Бульварным и Садовым кольцами.

В 1683 – 1743 годах Земляной вал был таможенной границей Москвы.

В 1830 году его срыли и устроили широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появилось Садовое кольцо.В 1742 году силами Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами и контролировавшей ввоз товаров, в Москве был построен Камер-коллежский вал. Он был таможенной границей Москвы, а с 1806 года стал официальной полицейской границей. В 1864 году заставы ликвидировали. Названия застав и валов перешли к улицам (Рогожский вал, Рогожская застава, Крестьянская и Покровская заставы).

Во второй половине XVII века на территории Земляного города расселялись стрельцы, здесь также были дворцовые монастырские и «черные» (ремесленные и торговые) слободы, но здесь были и загородные дворы знатных людей.

По важнейшим дорогам, идущим из Москвы, были поселены ямщики. Это были крестьяне, обязанные возить из Москвы грузы до ближайшего «Яма» – постоялого двора. «Ямы» обычно находились в 60-70 км один от другого. Ямщики были освобождены от государственных налогов и других повинностей за «Ямскую гоньбу» по верстные» - плату с версты. Система «Ямов» была заимствована русскими у татар.

Ямщик не только перевозил, но и обязан был принять на постой своего ездока. Словом, ямщицкий двор был одновременно и гостиницей. Это, как правило, 2-х этажный дом с арочными воротами посередине длинным внутренним двором, где устраивали конюшни, сараи, колодцы. После пожара 1792 года дома слободы были восстановлены в камне, и до наших дней сохранилась планировка улиц и дворов именно этого периода. На нынешней Николоямской и Школьной улицах находилась Рогожско-Ямская слобода, о которой сохраняют память Рогожский вал, Николоямская набережная и переулок. Отсюда ямщики доставляли пассажиров в древнее село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск Московской области). Так возникло название района Рогожский, который с 1936 года носит название Таганский.

Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье территориально-обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. Это были слободы: Котельная, Таганская, Гончарная, Серебряная, Греческая и другие. Так, за Воронцовым полем на берегу Яузы в XVII веке жили в слободе «Серебряники» – мастера царского серебряного двора, чеканившие монеты, изготовлявшие кубки и другие изделия из серебра. Память о слободе отразилась в названии Серебрянической набережной и переулке.

В районе Таганской площади располагалась Таганская слобода. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы – железные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов. Слободы, имевшие дело с огнем, были сосредоточены здесь для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля.

Котельная и Гончарная слободы изготовляли домашнюю утварь.

При князе Иване Калите (1325 ÷ 1340 гг.) была начата большая перестройка Кремля, а в Заяузье были поставлены печи для обжига кирпича. Глину для кирпича брали из грунта здесь же. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково». Так возникали и закреплялись названия той или иной местности Москвы.

В связи с наличием дорог большого торгового значения, в Заяузье селились как торговые люди и иностранцы, так и ремесленное население. Заяузье пополняется иноземцами, возникает Греческая слобода. В районе Николоямской улицы в XVII веке появляется новая Воронцовская слобода. Здесь жили землепашцы, ремесленники, торговцы. Земляной вал, потерявший в конце XVIII века крепостное значение, стал таможенной границей Москвы.

Продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что воз­ле ворот образовались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоми­нают Б. и М. Дровяные переулки.

Москва в XVII в. становится важным центром ремесла и торговли. Город разрастается за линию застав Рогожской (пл. Ильича), Покровской (Абельмановской), Спасской (Крестьян­ской заставы), где селится городская беднота.

А Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляно­го вала, становится центральной площадью всего Заяузья.

Развивается торговля, за Таганскими воротами возникает привозной рынок продуктов и припасов, особенно расширив­шийся с 1742 года.

Таганская площадь с деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После по­жара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок пост­роены новые каменные торговые ряды с мясными, рыбными и мучными лавками, богатейших купцов И. Павлова и М. Гу-сятникова. Строил ряды архитектор О. И. Бове.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала тверды­ней Московского купечества, даже само ее название зазву­чало символически.

«Таганка. - писал в 1900-х годах знаток Московского быта П. И. Богатырев, - представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступающий известным Московским рын­кам - Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, рыбные, мучные лавки, где можно было найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус. Народ кругом жил бо­гатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и пе­ренимавший у них внешнюю «образованность».

Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических жур­налах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да де­нежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

В середине прошлого века в Рогожской и примыкающей к ней Яузской частях было много промышленных, в частности текстильных предприятий. В районе Яузы пользовались изве­стностью хлопчатобумажная фабрика И. Гюбнера и шелко­вая Н. Полякова. А самым крупным предприятием позумент­ной промышленности было заведение С. Алексеева в Рогож­ской части, где производилось товаров на полмиллиона руб­лей, а сбывали производимый товар в странах Востока, где большим спросом пользовались мишурные, золотопрядиль-ные и позументные изделия.

К концу XIX века район из торгово-ремесленного превра­тился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом.

С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района (рабочие его сыграли немаловажную роль во всех трех революциях), район помнит бурные митинги и пере­стрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к цен­тру на штурм бастионов контрреволюции.

В 1936 г. в Москве произошло разукрупнение районов. В связи с реорганизацией основная часть Заяузья перешла во вновь образованный район Таганский (14 апреля 1936 г.) В 1948 г. умер секретарь ВКП(б) Жданов А. А., в октябре 1948 г. район получил название - Ждановский.

В 1989 г. району вернули старое название - Таганский.

После 1945 года облик Таганской площади начал разитель­но меняться. В 1950 году на углу с В. Радищевской улицей от­крылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков). В 1962-63 годах под Таган­ской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров. С северной стороны тоннель непосредственно пере­ходит в Ульяновскую эстакаду, с Южной - в Большой Крас­нохолмский мост. В 1966 году открылся наземный павильон типовой конструкции станции метро «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии (архитекторы Н. А. Алешина и Ю. В. Вдовин).

Наступивший XX век внес коррективы в облик района. Ря­дом со старыми невысокими домами выросли 16-этажные жи­лые дома. В 1970-е годы Таганская площадь превратилась в широкую современную магистраль, по которой потоки транс­порта устремляются от центра к Волгоградскому проспекту, Рязанскому шоссе, главной дороге из столице в Рязань.

Древняя заяузская местность Болвановка являет собой первую загадку. Дело в том, что с XV века в Замоскворечье известна местность с точно таким же именем «Болвановка», и их очень часто путают. По московскому преданию, так называлось место в покоренной татаро-монголами Руси, где якобы стоял «болван» – то ли языческий идол, то ли войлочное изображение монгольского хана как знак его величия. (Иные исследователи считают, что на заяузской Болвановке стоял не татарский, а древнерусский языческий идол, изображавший солнце.)

Ханский двор в Замоскворечье, где проходила главная дорога из Москвы в Орду, достоверно существовал. Иногда считается, что он был переведен сюда из Кремля еще во времена святителя Алексия: за чудесное исцеление жены хана Тайдулы ему подарили принадлежавшую хану кремлевскую территорию, на которой он построил Чудов монастырь, а двор хана перенесли в Замоскворечье, где образовался политический центр Золотой Орды. Там-то великий Иван III и растоптал в 1480 году ханскую басму, отказавшись платить дань, что стало концом татаро-монгольского ига. По легенде, точно на том месте был позднее выстроен Спасо-Преображенский храм.

А что же было на Таганке? Наиболее стройная и обоснованная версия ученых гласит, что в древности здесь тоже проходила часть дороги в Орду, которая затем приближалась к Кремлю и перекидывалась в Замоскворечье. Реже встречается мнение, что до времен Ивана III именно здесь, на заяузской Болвановке, на восточных подступах к Москве, великие князья с почетом встречали послов Золотой Орды, слушали ханские приказы, которые послы зачитывали, ступив на подстеленные на землю соболя, присягали хану и приносили сюда собранную дань. Так что здесь тоже мог быть свой «болван» –изображение хана. А потом ордынский центр окончательно переместился в Замоскворечье. Впрочем, иногда даже и ученые разделяют мнение, что на заяузской Болвановке, а не в Замоскворечье, Иван III растоптал басму. Еще предполагают, что тут, на будущей Таганке (этот топоним возник позднее), как и в Замоскворечье, подле дороги в Орду селились мирные татары, которые могли поставить тут «болван» – изображение хана или даже капище с идолами.

Достоверно известно лишь то, что от Таганки начиналась очень древняя дорога на юг, по которой и ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Она и могла дать имя заяузской местности, если обе московские Болвановки не были связаны между собой каким-то общим понятием. Именно по этой дороге шло из Москвы на Куликово поле войско Дмитрия Донского. Оттого в наше недавнее время на бывшей Нижне-Болвановской, а ныне Яузской улице поставлен высокий закладной крест, знаменующий, что на этом месте будет открыт памятник благоверному князю Димитрию Донскому.

Другая версия ученых связывает название «Болвановка» (и таганская, и замосквореченская) с деятельностью местных ремесленников, которые изготовляли металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Такая же ситуация была и в Замоскворечье, где слобода кузнецов соседствовала с собственно Болвановкой. Возможно заяузские мастера (в отличие от замосквореченских) делали не металлические, а деревянные болванки для пошива мужских головных уборов, что породило версию, будто бы в старину на Таганке целой Болвановской слободой жили шляпных дел мастера. Им или поставляли точеные из дерева болванки, или они делали их сами. Есть мнение, что рядом, на Швивой горке, жили древние московские портные – швецы, оттого горка и была названа Швивой. Тогда вполне вероятно, что на соседней Болвановке могли действительно жить шляпники, и что в этом районе древней Москвы производили готовую одежду.

Две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом». Но до этого было еще далеко. Прежде Таганке было суждено перевернуть еще одну страницу в летописи своей истории.

Тайны Немецкой слободы

На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем.

Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять.

В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя.

В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч.

Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке.

Покаяние

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву. Была снесена и Воскресенская церковь, несмотря на протесты Барановского, и могила зодчего Дмитрия Старцева бесследно пропала. Чудом не пропало творение его сына, и даже в Симоновом монастыре, когда тот сносили в январе 1930 года, после взрыва устояла трапезная, которую построил Осип Старцев.

Никольский храм закрыли около 1920 года, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения – для того походило большое и просторное здание. Все убранство уничтожили. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, но к вечеру на Таганке собралась большая толпа москвичей – около 400 человек. Сосредоточенные части особого назначения принялись «усиленно вести пропаганду», чтобы уговорить народ разойтись.

В 1944 году, когда строили кольцевую станцию метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь, начали разрушать «ненужный» в новом ансамбле Никольский храм. Уничтожили главы и верхушку колокольни, но поскольку патриаршество было только что восстановлено, удалось отстоять храм как памятник архитектуры и даже провести реставрацию, вернув все утраченное, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году храм отдали верующим. Он долго-долго стоял закрытым, его плотно запертая дверь притягивала внимание таганских старожилов, манила к себе загадкой – что там, внутри…

Теперь храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Получил своё название по Таганной слободе, одной из многих расположившихся в Земляном городе, между нынешними Бульварным и Садовым кольцами ремесленных слобод. Здесь жили таганники. Таганом называлась железная подставка (обруч на ножках) для котла или другой посуды, применяющаяся при варке пищи на открытом огне. В 1632 г. в слободе отмечено 93 двора. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Таганной слободе», известная с 1625 г., хотя, судя по всему, она существовала раньше. В 1657 г. она показана деревянной, а в 1659—1662 гг. была перестроена в камне.

Болвановка

По преданию, ранее здесь находилось урочище Болвановка. Его место можно определить по церкви Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. и перестроенной в камне на рубеже XVII— XVIII вв. ( , 20). По мнению П.В. Сытина, в XVII в. здесь находилась ремесленная Болвановская слобода, жители которой делали из дерева болванки для пошива мужских головных уборов. Другое объяснение связывает это название с тем, что на этих местах перед привезенными из Орды войлочными изображениями ханов — «болванами» — московские князья давали им присягу перед татарскими послами. И хотя второе объяснение ближе к истине, оно все же не соответствует действительности. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.

Певческая слобода

Что же касается территории Белого города, то в этой его части была известна лишь одна небольшая Певческая слобода патриарших певчих, о которой ныне напоминает лишь Певческий переулок, расположившийся между , и .

Православная церковь всегда имела для исполнения богослужебного пения особых певцов при каждом храме. Помимо этого приблизительно с XV в. существовали особые митрополичьи (затем патриаршие) певчие — т.н. патриаршие певчие дьяки и поддьяки. При патриархе Филарете (по данным 1626 г.) их считалось 29 человек, а к концу XVII в. их стало уже 50. Певчие дьяки (их всегда было 10 человек) разделялись на две статьи или станицы, по пяти человек в каждой. Певчие поддьяки образовывали шесть станиц, большей частью также по пять человек. Довольно часто к ним присоединялась еще седьмая станица, состоявшая из новичков. Все певчие дьяки и поддьяки делились по возрасту на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дозволялось вступать в брак. Обязанностью патриарших певчих являлось исполнение церковного пения при патриаршем служении. Нередко они пели в царском дворце или доме патриарха, а также на службах, заказываемых отдельными лицами. Патриаршие певчие в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный (или столповой) распев, большое и малое демественное пение. Также им было известно трехстрочное йение, а со второй половины XVII в. — греческий (большой и малый) распев. За свою службу певчие получали с патриаршего житного двора съестные припасы (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса), а из патриаршей казны денежное жалованье (в 1626 г. 186 рублей на 29 человек, в 1698 г. — 309 рублей на 50 человек). Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.

Воронцово

Пожалуй, древнейшим поселением этого района являлось село Воронцово, располагавшееся на правом берегу Яузы, неподалеку от ее устья. Ныне о нем напоминает лишь название московской улицы . По весьма обоснованному предположению И.Е. Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г. он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе». Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.

По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному .

Стрелецкая слобода

Если в XIV—XV вв. земли вблизи Яузы представляли собой обширное княжеское владение, то в XVI в. ситуация здесь меняется. Воронцово превращается в одну из многочисленных московских слобод, в которой жили стрельцы. В конце XVII в. этот район считался землей стрелецкого полка приказа Степана Стрекалова. В XVII в. она насчитывала 135 дворов. Помимо стрельцов полка Стрекалова здесь известна и другая стрелецкая слобода, о существовании которой напоминает Николоворобинский переулок, получивший свое название от фамилии стрелецкого полковника Данилы Воробина, чей полк был поселен здесь, и приходской церкви Николая Чудотворца его стрельцов. Здешний деревянный храм документально известен с 1625 г. В 1688 г. он сгорел, но спустя два года начал строиться вновь, уже в камне, «на пожалованные из государевой казны для рождения царевича Алексея Петровича и за многие службы» стрельцам 550 рублей. Освящен храм был в июне 1693 г. и простоял на этом месте вплоть до 1932 г.

Иноземная слобода

Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в., здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний когда-то именовался по ней Кривогрузинским переулком). Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы).

Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.

Серебряники

Серебрянические и сохранили память о слободе серебряников, в которой жили мастера денежного Серебряного двора, именовавшегося также и Троицким, по одноименной церкви. Церковь Троицы еще долго называлась «что в Старых Серебряниках», или «что в денежных мастерах». Она упоминается в 1620 г. как деревянная, а в 1657 г. показана уже каменной.

Серебряное литье, которым славилась Москва, начинает развиваться в ней с XIV в. Об этом свидетельствует существование специальной пошлины на серебряное литье, упоминающейся в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского начала XV в. Изделия московских серебряников ценились высоко. Крымский хан Менгли-Гирей в конце XV в. специально просил Ивана III прислать ему серебряные чары «доброго дела», вместимостью в два ведра, и серебряные кубки, соответствующие их размеру. «У нас так сделати мастера доброво не добыта, а у тебя, у брата моего, такие есть», — писал хан. При этом среди серебряников были не только русские, но и иностранцы.

По сведениям XVII в., серебряники находились в ведении Серебряного приказа, ответственного за изготовление серебряной посуды для царского двора. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной. Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками. Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.

Кошельная слобода

В начале нынешней когда-то стояла церковь Николая Чудотворца «в Кошелях». Это название указывает на существование здесь Кошельной слободы. В 1632 г. в ней значилось 24 двора. В литературе было высказано мнение, что здесь жили мастера, выделывавшие кошели для различных припасов. Однако в действительности кошельниками назывались рыбные ловцы, точнее люди, доставлявшие из ближайших подмосковных дворцовых сел свежую рыбу для нужд дворца. Ее они перевозили в особых «кошелях», откуда образовалось и их название. Здешняя церковь впервые упоминается в связи с московским пожаром 1547 г. В 1657 г. она упоминается как деревянная. Каменный храм на этом месте был заложен в 1692 г., но освящен лишь в 1706 г.

Котельническая слободе

Пять Котельнических и напоминают о Котельнической слободе, где жили котельники, изготовлявшие металлическую посуду. В отличие от кузнецов, вырабатывавших железные изделия, котельники работали с медью и оловом. Из их мастерских выходили предметы домашнего обихода: котлы «медные поваренные», блюда оловянные, а также всевозможная церковная утварь — кадила, паникадила и т.п. Поскольку месторождений своей меди в средневековой Руси не было, сырьем для котельников обычно служил медный лом. Слобода была небольшой — в 1632 г. в ней значилось всего 7 дворов. Но в 1654 г. среди владельцев здешних дворов уже не было ни одного котельника. Их приходским храмом была церковь Николая Чудотворца, «что в Котельниках», известная с 1625 г. В 1657 г. она значится уже каменной.

Кузнецкая слобода

Здесь же была известна и Кузнецкая слобода ведомства Оружейной палаты. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Старых кузнецах». Поселение кузнецов впоследствии было перенесено в Замоскворечье, где образовалась Новая Кузнецкая слобода.

Гончарная слобода

Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные , два ), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г. Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г. был записан как «новоприбылый».

Тетеринская слобода

На месте современного существовала небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская слобода, населенная вероятно, дворцовыми каменщиками.

Семеновская слобода

Церковь Симеона Столпника за Яузой на обозначает место обширной Семеновской торговой слободы, получившей название по приходскому храму. По преданию, здешняя церковь была освящена 3 декабря 1600 г. Борисом Годуновым в память о дне своего венчания 1 сентября 1598 г., который пришелся на память этого святого. В 1657 г. этот храм показан каменным. В 1632 г. в слободе было зафиксировано 189 дворов, а к 1653 г. их число достигло 238 дворов.

Рогожская ямская слобода

Сама же и напоминают о ямской слободе. В XV в. здешние земли, принадлежавшие Андроникову монастырю, перешли к Ивану III, устроившему здесь сады. В XVI в. здесь поселяются ямщики, которых к 1671 г. сменили стрельцы. Главным храмом здесь была Троицкая церковь, известная с 1642 г. и снесенная к 1959 г. Что касается ямщиков, то их дома были перенесены несколько восточнее, по той же , и их поселение получило название Рогожской ямской слободы, названной так по ближайшему к первопрестольной яму, находившемуся в селе Рогожь (ныне город Ногинск). В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора. Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне ). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.

Алексеевская слобода

Помимо ямской слободы в районе нынешней располагалась Алексеевская слобода, первые сведения о которой относятся к началу XVII в. Это была черная тяглая слобода, названная, вероятно, по церкви во имя св. Алексея, митрополита московского, здание которой стояло на . Центральными здесь считались две улицы — Большая и Малая Алексеевские, в начале 1920-х годов переименованные в . В 1632 г. в слободе имелось 65 дворов, а в 1651 г. — уже 166 дворов.

Семеновская слобода

Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале и улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы. После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в. бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».

Крутицы

Современные Крутицкие , и напоминают о Крутицах. Свое название это место получило по Крутицкому монастырю, возникшему в самом начале XIV в. Его возникновение самым тесным образом связано с историей Золотой Орды.

После монголо-татарского нашествия в столице Орды городе Сарае, лежавшем в низовьях Волги, очутилась масса пленников из славянских народов — различных мастеров и знатоков ремесел, которых захватили татары. Позднее сюда постоянно приезжало множество русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока. Татарские ханы прекрасно понимали, что могут удержать власть над огромным конгломератом народов с различными языками и верованиями только при помощи священнослужителей. В 1261 г. по ходатайству князя Александра Невского русским в столице Орды было дозволено проводить христианские богослужения. Тогдашний митрополит «всея Руси» Кирилл направил сюда православного епископа. Так была создана Сарская епархия Русской церкви, обнимавшая территорию Нижнего Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа.

Названия большинства главных улиц Таганки отражают историю района и связаны с находившимися здесь в старину территориально-обособленными поселковыми слободами, в которых жили люди одного типа занятий. Большая часть слобод старой Таганки, имели дело с огнем и были сосредоточены здесь на востоке от старого города для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля (рис. 1).

в районе Таганской площади, как я уже упоминал , располагалась Таганская (или Таганная) слобода, давшая название Таганской площади. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы - железные треножники.

Таганная слобода. На месте современных Радищевских улиц (раньше - Болвановских) Котельная слобода. Котельная слобода, где делали котлы для таганов, которые использовали в походах стрельцы, дала название 5-ти Котельническим переулкам и набережной Москвы реки, на которой сегодня находится известная сталинская высотка на Таганке. Гончарная слобода. Между Таганной и Котельной находилась Гончарная слобода, в которую в XVI веке огнеопасные гончарные производства были изгнаны за Яузу и где изготовляли домашнюю утварь из глины.Каменная слобода. В конце своего царствования Михаил Федорович заменил деревянные стены Новоспасского монастыря каменными с башнями по углам и построил в монастыре каменный собор. Дворцовые каменщики были поселены слободой за Таганскими воротами, между монастырем и Воронцовской улицей. Они остались здесь жить и по окончании постройки Новоспасского монастыря. В конце XVII века к ним поселили еще каменщиков. Получились две слободы, ныне улицы Большие и Малые Каменщики.Семеновские слободы. Чёрная слобода пахарей в начале старой Болвановской и Николо-Ямской улиц (238 дворов) в XVII веке была крупнейшей в районе. Часть её в середине века переселилась за Земляной вал. Они образовали в 1639 г. новую Семеновскую слободу, расселившуюся вдоль Семеновской (современной Таганской) улицы.

Воронцовские слободы. Земли за Таганской заставой стали еще более активно заселяться, когда с Семеновской слободой с Воронцова Поля за городскую стену переселилась часть тяглецов чёрной Воронцовской слободы, основавших новую Воронцовскую слободу, находившуюся в районе современной Воронцовской улицы (рис.2)

Рис. 2. Вид Воронцовской улицы в конце XIX века

Калитниковская слобода. Местность на востоке таганского района стали называть «Калитники» при князе Иване Калите (1325-1340 г.г.), когда была начата большая перестройка Кремля, а на землях, принадлежавших ему, были поставлены печи для обжига кирпича из добывавшейся здесь же глины. Сейчас в этом районе находятся Большая и Малая Калитниковские улицы.
Немецкая слобода. Немецкая слобода «Кукуй-город» на Таганке находилась вместе с немецким кладбищем за Земляным валом, по Воронцовской улице и дублировала немецкую слободу в районе современной Бауманской улицы.Тетеринская слобода. На Таганском рынке большинство лавок в XVII веке держали стрельцы, проживавшие отдельной слободой в районе Нижней Болвановской улицы. Современный Тетеринский переулок напоминает об их командире, полковнике Тетерине.Рогожская слобода. В Рогожско-Ямской слободе жили ямщики, обслуживающие дорогу на село Рогожи - нынешний город Ногинск, о чем я тоже уже писал ранее. Названия улиц Николоямская, Рогожский вал, 1-й, 2-й и 3-й Рогожских улиц (ныне Школьная, Библиотечная и Вековая улицы) отражают название исторической слободы. Во второй половине XVIII Рогожская слобода стала центром Российского старообрядчества.Греческая слобода. За рекой Яузой около Андрониева монастыря в районе вокруг церкви Николы на Ямах с XVII века находилась греческая слобода.Сыромятническая слобода. Сыромятническая дворцовая конюшенная слобода, в которой жили сыромятники (шорники), изготовлявшие хомуты, шлеи, седла и прочие изделия из кожи для дворцовых нужд, возникла в XVI веке в районе современной Верхней Сыромятнической улицы недалеко от Курского вокзала.
Алексеевская слобода. Слобода, названная по фамилии прославленного московского градоначальника-новатора-мецената конца XIХ века. Здесь с старину обосновались продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что возле ворот образовались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоминают Б. и М. Дровяные переулки.

Серебряническая слобода. По берегу Яузы тянется Серебряническая набережная, где в XII веке находился Монетный двор, на котором чеканили серебряную монету, а в переулках жили серебряных дел мастера. На углу Серебрянического переулка в XVII веке была сооружена церковь каменная с деревянным куполом и названа «в старых денежных мастерах» (Рис. 3).

Рис. 3. Вид Серебрянической набережной в конце XIX века

Кошельная слобода. В районе современной Яузской (бывшей Николо-Болвановской) у набережной реки Яуза находилась исчезнувшая сегодня Кошельная слобода. В XVII веке эта территория была заселена мельниками, изготовлявшими крупчатую «кошельную» муку, шедшую через «кошели» - мельничные рукава, давшие название слободе. Есть и другая «легенда», которая гласит, что Кошельная слобода получила своё название от изготавливавшихся слобожанами кошелей для поклажи съестных и других припасов. В 1975 на месте Кошельной слободы разбит пустой сквер - Площадь партизан. Зачем снесена историческая слобода непонятно, зато теперь от нее открывается отличный вид на сталинскую высотку на Котельнической набережной:)


Рис. 4. Вид на сталинскую высотку на Котельнической набережной со стороны Кошельной слободы

Также в Таганском районе находились такие известные поселения, как Крутицы с Крутицким подворьем и Хитрово с Хитровским рынком , о которых я уже писал ранее.Действительно, история Таганки живет сегодня в названиях улиц и площадей района. Но также, что нередко встречается в Москве, во многих названиях улиц живет глупость прошлых советских и современных «лужковских» чиновников, переименовывавших старые исторически сложившиеся названия улиц в не совсем адекватные новые по одним им понятным ассоциациям и усмотрениям. Зачастую, это принимает особо трагикомичные формы, но об этом в следующих постах:)

Рис. 1. Вид на слободы Заяузья от р. Яузы в конце XIX века

Почему же я выбрала Таганский район?
В Таганском районе много достопримечательностей, можно всегда прогуляться по набережной. Рядом находится Красная площадь пройдя 30 минут по Таганке вы там окажитесь.

Также там много различных кафе и ресторанов, где пока гуляешь можно перекусить. Там всегда оживленная, свежая и счастливая обстановка, приехав туда вы оказываетесь в центре событий, жизнь там кипит очень бурно и с искрами.
Мой взгляд
Мой взгляд на этот район таков, каждый турист, каждый житель нашей страны, должен там побывать. Это незабываемое место, там творятся чудеса, можно смотреть на людей и видеть, как происходят деловые встречи, встречи с друзьями, с родными и близкими. Ты можешь видеть, как твориться судьба и история.
Таганский район – район Центрального административного округа Москва. Расположен к востоку и юго-востоку от исторического центра города – Зарядье и Китай-город, по левому (северному) берегу реки Москвы. Территория района, заселявшаяся с запада на восток, начиная с рубежа XIV –XV веков, включает основанное в XIII веке Крутицкое подворье. В XVII веке в районе сложилась система слобод ремесленников и хлебопашцев, а во второй половине XVIII возник центр старообрядчества – Рогожская застава.
Топомимика

Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой, располагавшейся на месте современных Радищевских улиц близ Таганской площади. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы - треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы.
Улица возникла как дорога из Москвы через Таганские ворота Земляного города и первоначально называлась Таганка, что исторически связано с Таганским холмом и более поздними названиями Таганной слободы и Таганских ворот. В XVII веке появляется название Семёновская улица. Эти два названия длительное время конкурировали: на плане 1739 года - Таганка, Семёновка; на плане 1858 года - улица Таганка и её продолжение Семёновская; на плане 1915 года вся улица надписана как Семёновская. В 1918 году ее переименовывают в Советскую, а в 1922 году в Таганскую. Название Семёновская улица возникло в XVII веке в связи с переселением сюда части жителей Семёновской слободы, находившейся на реке Яузе. Название Советская улица - характерный для того времени идеологический штамп, замененный в 1922 году на историческое название исключительно по необходимости устранить одноименность.

Геральдика

Щит московской формы рассечён на зеленое и голубое поля. В зелёном поле два серебряных перекрещенных бердыша. В голубом поле серебряный Спасский собор Андроникова монастыря. В золотой повышенной оконечности глиняный сосуд натурального цвета на чёрном тагане.
Зелёное поле левой части щита обозначает границы старого города, а перекрещивающиеся бердыши – охрану границ, что сохранилось в названиях улиц: Рогожская застава, Крестьянская застава. Зелёный цвет символизирует рост и процветание.
Голубое поле правой части символизирует веру и чистоту, на его фоне изображён храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковском монастыре. Данная каменная постройка является одной из древнейших (12 век), сохранившихся в г. Москве.
Золотой цвет обозначает рогожу – Рогожская застава, площадь Рогожской заставы, Рогожский вал – названия, лежащие в основе микрорайона Таганки и связанные с находившейся здесь Рогожской ямской слободой. Золото, жёлтый цвет символизирует богатство, благосостояние, которое даёт труд. Это связано с ремеслом, развитым на Таганке.Таган, котёл, гончарное производство сохранилось в названиях улиц, где размещались ремесленники (Гончарная слобода, Котельническаянабережная., Серебряническая набережная. и др.) и само название района «Таганский» – ремесло по изготовлению таганов – треножная подставка под котёл.

Примечательные места Таганского района

1) Здание кинотеатра "Вулкан", в котором 13 мая 1920 г. Ленин Владимир Ильич выступал на рабоче-красноармейской конференции Рогожско-Симоновкого района (с 1946 г. – Театр драмы и комедии на Таганке) - памятник истории федерального значения.
Земляной вал ул., 76
2)Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе - памятник архитектуры регионального значения.
Храм Покрова Борогодицы на Лыщиковой горе-памятник архитектуры региональногоЦерковь Покрова на Лыщиковой горе, 1696 г. Трапезная и придел, 1748 г. - Лыщиков переулок 10 с.1
3)Усадьба Морозова А.А. - памятник архитектуры федерального значения.
Дом Морозова, кон. XVIII в. - Коммунистическая Б. ул., 27