Понятие юридических лиц в мчп. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

До XIX в. отсутствовали четкие представления на теоретическом, и на практическом уровнях о понятии института юридических лиц. Одним из первых к научному исследованию понятия юридического лица обратился основатель исторической школы права Ф.К. Савиньи. Его учение вошло в историю под названием «теория фикций» и оказало серьезное влияние на последующие научные исследования.

Е.Н. Трубецкой, утверждал, что «понятие субъекта права вообще не совпадает с понятием конкретного, живого индивида, вследствие такого несовпадения субъектами права могут быть признаваемы учреждения и общества, причем для этого вовсе не нужно прибегать к фикции.75

75 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 168.

Основным критерием при определении правового положения юридического лица является личный закон юридического лица, так как он определяет его государственную принадлежность, «национальность». Национальность - это принадлежность юридического лица к определённому государству. В юридической литературе выделяют следующие критерии для определения национальности юридического лица:

1) теория инкорпорации (личным законом юридического лица является право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано), данного критерия придерживаются страны англо-саксонской системы права;

2) теория центра эксплуатации (личным законом юридического лица является закон места осуществления его основной деятельности);

3) теория оседлости (личным законом юридического лица признается закон места нахождения его административного центра);

4) теория контроля (юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

Законодательство каждого государства закрепляет свои критерии при решении вопроса личного закона юридического лица.

В силу ст. 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации76 личным законом юридического лица является право страны учреждения данного юридического лица. В п. 2 данной статьи приводится перечень вопросов, которые подлежат разрешению в соответствии с личным законом юридического лица: статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, требования к наименованию юридического лица, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства, содержание правоспособности юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам, вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

Правовое положение иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации определяется, во-первых, правилами, установленными законодательством Российской Федерации и, во-вторых, положениями, закрепленными в международных договорах заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

Иностранные юридические лица согласно правилам установленным законодательством Российской Федерации могут на территории Российской Федерации осуществлять хозяйственную деятельность, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правовое положение иностранных юридических лиц содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в Законе «О недрах» 1992г, в Федеральных законах: «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995г., «О соглашениях о разделе продукции 1995г., «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999г.

Инвестиционная деятельность российских юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством иностранных государств и международными соглашениями.

Вопросы, касающиеся порядка осуществления российскими юридическими лицами деятельности на территории иностранного государства, решаются в соответствии с внутренним законодательством той страны, где действует российское юридическое лицо.

На российские юридические лица за рубежом распространяется действие положений международных договоров: договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения, двусторонние договоры о правовой помощи, действующие в отношениях России с другими странами, а также положения местного законодательства.

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора, или законодательства двух и более государств и являются транснациональными корпорациями.

В научной юридической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации не существует. М.П. Бортова пишет, что «ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК. Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны» 77.

К настоящему времени уже сложилась система мирового устройства, при которой транснациональные корпорации контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% - внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре - 90%.78.

Л.А. Лунц, характеризуя ТНК, отмечает: «Совокупность такой вертикальной по признаку подчиненности системы образований не обладает юридически оформленным единством. С правовой точки зрения это - конгломерат юридических лиц различной «национальности»; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных, как сказано, по разным странам, может быть юридическим лицом со своим личным статутом (по признаку места инкорпорации или домицилия)» 79.

Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях – технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.

Следующим видом юридических лиц являются оффшорные компании. Офшор - юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведёт хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран. Для российских фирм одной из главных причин создания офшорных компаний является возможность открыть счет в зарубежном банке, что позволяет получить дополнительные рычаги управления денежными средствами. Деятельность офшорных компаний получила самое широкое распространение в финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, холдинговые структуры.

77 Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 21.

78 Касаткина А.А. Транснациональные корпорации: современной экономико-правовой анализ // Законодательство и экономика. 2013. № 9. С.1.

79 Лунц Л.А. Курс международного частного права: В трех томах. М., 2002. С. 69.

Список литературы

1. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 118-128.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ// СЗ РФ. 2001.№ 49. Ст.4552.

3. Касаткина А.А. Транснациональные корпорации: современной экономико-правовой анализ // Законодательство и экономика. 2013. № 9. С.9-17.

4. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В трех томах. - М.: Спарк, 2002. – 1007с.

5. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - СПб.: Юрид. ин-т, 1998.- 183с.

2. Юридические лица в МЧП

Юридические лица как субъекты МЧП подразделяются на две ба­зовые категории:

1) национальные юридические лица:

Отечественные юридические лица;

Иностранные юридические лица;

2) международные юридические лица.

Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. Определение национальности юридического лица необходимо, во-первых, для выяснения вопроса, является ли оно отечественным или иностранным субъектом права; во-вторых, для установления его личного статута, отвечающего на вопросы о статусе данного образования- является ли оно юридическим лицом, каков порядок его возникновения и прекращения, объем правоспособности, организационная структура и пр.

Законодательство Украины устанавливает различные критерии для определения иностранного юридического лица в отдельных сферах правового регулирования.

В качестве общего критерия определения национальности юридичес­ких лиц в отечественном праве применяется критерий места учрежде­ния. ГК Украины закрепляет, что правоспособность иностранных предприятий и организаций при заключении сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям определяется по закону страны, где уч­реждены предприятие или организация. Таким образом, личным зако­ном юридических лиц является закон страны, в которой они были уч­реждены.

Сегодня вопрос о признании иностранных юридических лиц мо­жет решаться как во внутреннем праве, так и в международных дого­ворах. Общепризнанным принци­пом МЧП является, автоматическое и безусловное признание иностран­ных юридических лиц. Юридическое лицо, получившее статус субъекта права по законам одного государства, признается в качестве иност­ранного субъекта права на территории иного государства.

Иностранные юридические лица подтверждают свой статус выпиской из торгового, банковского или судебного реестра того государства, в котором было создано юридическое лицо и правопорядок которого наделяет его гражданской правосубъектностью, а также учредительными документами, заверенными в установленном порядке. Если иное не установлено международным договором; данные документы должны быть легализованы и переведены на язык той страны, где предполагается их использование.

Правовой статус иностранного юридического лица определяется:

1) личным законом (статусом) юридического лица (законом стра­ны его государственной принадлежности);

2) законом государства, на территории которого осуществляется деятельность юридического лица.

Международными юридическими лицами являются:

1) юридические лица, созданные непосредственно международным договором или на основании национального закона, принятого в соответствии с международным договором, учредителями которых выступают государства или иные суверенные субъекты прав;

2) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятель­ность в соответствии с нормами международных договоров, учредителями которых выступают субъекты частного права (европейская компания, европейское объединение с общей экономической целью и др.). Такие юридические лица не имеют национальности, их личным статутом является международный правопорядок.

Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц на территории Украины определяется внутренним законодательством и международными договорами Украины и зависит от правовых характеристик самого юридического лица (международное или иностран­ное юридическое лицо, юридическое лицо публичного или частного права, коммерческая или некоммерческая организация и пр.) и вида осуществляемой им деятельности (хозяйственная, в том числе пред­принимательская, инвестиционная, благотворительная, религиозная и др.).

В отношении иностранных юридических лиц могут действовать следующие виды режимов:

Национальный (всегда имеются существенные исключения);

Наибольшего благоприятствования;

Недискриминации;

Специальный.

Правовое регулирование деятельности иностранных юридических лиц осуществляется:

В отношении хозяйственной деятельности - Хозяйственный кодекс, «О внешнеэкономической деятельности», «О режи­ме иностранного инвестирования», «О соглашениях о разделе продук­ции», «О концессиях» и др.;

В отношении иной деятельности - законами «Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительной деятельнос­ти», «О свободе совести и религиозных организациях» и иными зако­нодательными актами - в зависимости от правового статуса самого юридического Лица и содержания его деятельности.

Особую группу составляют нормы налогового права Украины, определяющие порядок налогообложения иностранных юридических лиц (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», двусторонние конвенции и соглашения об избежании двойного нало­гообложения).

Представительства иностранных юридических лиц в Украине могут быть подразделены на четыре основные группы, различающиеся по процедуре регистрации и правовому статусу:

1. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности - это учреждение или лицо, представляющее интересы иност­ранного субъекта хозяйственной, деятельности в Украине и имеющее на это должным образом оформленные соответствующие полномочия. Предста­вительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не яв­ляется юридическим лицом и не занимается самостоятельной коммер­ческой деятельностью, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

2. Постоянное представительство нерезидента в Украине - постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным пред­ставительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая сква­жина, карьер или иное место разведки или добычи полезных ископае­мых. Термин «представительство» в данном случае используется для обозначения постоянного присутствия иностранного юридического лица в национальной экономике, осуществление им на территории Украины хозяйственной деятельности, доходы от которой облагают­ся налогами по законодательству Украины.

3. Филиалы, отделения, представительства и иные структурные ячейки общественных (неправительственных) организаций иностран­ных государств в Украине .

4. Представительства международных межправительственных организаций . Открываются и действуют на территории Украины на основании международных соглашений Украины с соответствующими международными организациями. Обладают иммунитетами и приви­легиями, присущими данным международным организациям как суве­ренным субъектам международного публичного права.

В МЧП выделяются два типа международных организаций:

1. международные межгосударственные (межправительственные) организации (ММО) - создаются на основании международного договора, участниками которого и, соответственно, членами данных организаций выступают государства или другие суверенные субъекты международного публичного права;

В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по международному частному праву весьма активно обсуждалось понятие "международные юридические лица". В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они созданы международным соглашением (договором), как, например, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственное евроазиатское объединение угля и металла стран СНГ, Межгосударственный банк, также созданный в рамках СНГ, и т.д. М.М. Богуславский отмечает, что в советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами - членами СЭВ - МБЭС (Международным банком экономического сотрудничества) и МИБ (Международным инвестиционным банком).

Подходя к оценке рассматриваемого понятия с исторических позиций, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было нетипичным явлением и практически всегда сопровождалось изъятием их из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства, вследствие чего правовое положение таких образований могло отличаться от такового любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране (будь то национальные или иностранные). С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых "международных юридических лиц" в отдельную категорию. В сегодняшних же условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, прежде всего ввиду того, что явление объединения лиц и капиталов в трансграничном масштабе получило достаточный размах и на гражданско-правовом уровне, нет нужды устанавливать какие-либо специальные - "тепличные" - условия для функционирования таких объединений.

Всецелое подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства (как правило, государства местопребывания главного офиса организации) снимает необходимость, кроме как в целях уточнения генезиса (происхождения), в квалификации его как "международного юридического лица", а следовательно, и выделения названной категории вообще. Так, в Соглашении стран СНГ "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений" от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств (ст. 5). При этом указывается, что транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст. 3). В развитие этого действующее законодательство РФ, прежде всего Федеральный закон о финансово-промышленных группах, принятый 30 ноября 1995 г. (№ 190-ФЗ), оперирует категориями "транснациональная финансово-промышленная группа ", "межгосударственная финансово-промышленная группа ".

Данные термины понимаются следующим образом: финансово-промышленные группы - это объединения, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом ("транснациональные финансово-промышленные группы"); и межгосударственная (международная) финансово-промышленная группа (в случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения). Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями. При этом для их участников национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе", по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы. Следует подчеркнуть, что по смыслу упомянутого Закона указанные образования не наделяются юридической личностью как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам, а действуют на основе гражданско-правовых договоров.

Как видно, в целом конструкция "международных юридических лиц" не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права , а именно: "национальное юридическое лицо" - "иностранное юридическое лицо", и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

Например, транснациональное объединение , учрежденное в РФ в соответствии с международным договором стран СНГ, будет "национальным" для России и иностранным для всех других государств. Учрежденное аналогичным образом в Беларуси объединение будет "своим" в этой стране и иностранным - в России, Украине, Казахстане и т.д., т.е. белорусским для всех прочих стран.

Транснациональная корпорация "Бритиш Петролеум" будет состоять соответственно из ряда национальных юридических лиц в зависимости от того, в каких юрисдикциях образованы ее дочерние предприятия, - индийского, российского, голландского, нигерийского, кипрского, мальтийского, украинского, казахского и т.д. права . Таким образом, ныне существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование должно сопровождаться по крайней мере уточнениями и пояснениями.

"Офшорные" компании. Благодаря сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государствами экономической ситуации многим странам приходится соревноваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополнительных денежных и иных средств. В то же время любой предприниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случаев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о средствах решения этих проблем. В настоящее время одним из весьма практикуемых средств подобного рода является офшорный бизнес.

Юридическое содержание понятия "офшорный бизнес" заключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений. Этот механизм используется для различных целей, в том числе налогового планирования и др. (управления риском; получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д.). Бесспорно, налоговое планирование - одно из основных направлений и мотивов не только создания, но и развития офшорного бизнеса. Следует подчеркнуть, что термин "налоговое планирование" свойствен в большей мере западной экономической и юридической науке и практике. В советской, российской, а также экономико-правовой литературе других стран СНГ он до сих пор активно использовался лишь применительно к анализу ситуации в экономике именно развитых стран.

Для Российской Федерации понятия, употребляемые в этой связи ("офшорный бизнес", "офшорная компания"), являются не только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отношениях. Так, например, весьма распространенным мнением было то, что категория "офшорная компания" не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это уже не соответствует действительности, так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина, причем в его противопоставлении другой категории - "внутренней компании" ("in shore company"), как это имеет место в Англии, на Кипре, Виргинских островах (Брит.), Багамских островах и др.

Таким образом, юридическое содержание понятия "офшорная компания" в современном значении подразумевает такое образование преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикций, которое не вправе вести производственную, торговую и вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения, и, следовательно, согласно действующим в большинстве подобных юрисдикции территорий не подлежащее налогообложению в ее пределах, однако является юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образованным) в соответствии с законодательством последнего.

Сошлемся на один из самых известных примеров использования конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей минимизации налогообложения. Это схема, разработанная голландским концерном "Филипс". Ее суть состоит в следующем: на Бермудских островах указанным концерном было учреждено дочернее предприятие - страховая компания "Кингстоун Кэптив Иншуэренс", единственным клиентом которого стал сам концерн "Филипс". По высоким ставкам было застраховано имущество концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизнесе не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтожны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводиться за границу Голландии - на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный период составила несколько миллионов долларов. Главным фактором в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

Видовым понятием, используемым в рамках родового - "офшорная компания", - выступает "компания международного бизнеса" (от англ. " international strongusiness company"). В настоящем оно известно праву ряда территорий, имеющих преимущественно зависимый или схожий с ним статус, а иногда и статус самостоятельных суверенных государств, предоставляющих льготные налоговые режимы ("налоговые убежища"), что способствует учреждению в их пределах значительного числа иностранных компаний, действующих в международном гражданском обороте. Как правило, компании международного бизнеса не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств. В их числе прежде всего получившие наибольшее распространение в последнее время так называемые офшорные зоны - Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), британские зависимые территории, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются определенной степенью самоуправления, включая собственное законодательство, а также территории иных государств: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гонконг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Кроме того, в силу положений местного законодательства необходимо наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории. [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права . 1996. № 3 (13)]

8.4. Международные организации в международном частном праве

Рассматривая вопрос о правовом статусе международных (прежде всего межправительственных, межгосударственных) организаций в международном частном праве, следует подчеркнуть, что конструкция международно-правового договора как основа деятельности так называемых международных юридических лиц весьма характерна именно для международных институций, поскольку они создаются подобным образом и являются органами сотрудничества государств или его координации. Международно-правовое соглашение конституирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права . Вместе с тем международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота - она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями, равно как и многими другими благами и институтами в своей повседневной жизни.

Для того чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН - юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО - французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз и др. - юридические лица кантона Женева Швейцарской Конфедерации, Международный валютный фонд - юридическое лицо федерального округа Колумбия (США), МАГАТЭ - австрийское юридическое лицо и т.д.

Странами - членами СНГ была создана международная кредитно-финансовая организация - Межгосударственный банк (далее - Банк). Согласно международно-правовому договору об учреждении Банка местом его пребывания стал город Москва (Российская Федерация). Вследствие этого 30 июля 1996 г. Межгосударственным банком и Правительством РФ было подписано Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ. В Соглашении, в частности, указывается, что Банк пользуется правами юридического лица на территории России, правомочен заключать международные и другие соглашения, приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, совершать другие действия, направленные на выполнение задач, возложенных на Банк его уставом. Наряду с этим договором и принятыми в его исполнение внутригосударственными актами РФ предусматривалось, что Банк освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории России, за исключением тех, которые представляют собой плату за пользование конкретными видами обслуживания. Должностные лица Банка (согласно списку, утверждаемому Советом Банка) приравнены по объему привилегий и иммунитетов к дипломатическим представителям иностранных государств на территории РФ. Налогообложение окладов и вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам Банка, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и ее международными договорами. Привилегии и иммунитеты, предоставленные Соглашением, не распространяются на должностных лиц Банка, являющихся гражданами РФ.

В то же время Банк обязан производить обязательные отчисления в фонды занятости государств, гражданами которых являются сотрудники Банка, а также в пенсионные фонды государств, на территории которых эти сотрудники постоянно проживают. Взносы по обязательному медицинскому страхованию уплачиваются Банком в соответствии с порядком, действующим в РФ.

Хозяйственная деятельность международных организаций в современных условиях носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики. В рамках этого направления деятельности МАГАТЭ развернула систему перепоручения проведения исследований национальным институтам соответствующих стран и с целью конкретной разработки тем в данной области заключает с национальными институтами договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

Безусловно, подобные инструменты сотрудничества были бы невозможны, если бы международная организация не имела статуса юридического лица - полноправного субъекта гражданско-правовых отношений в национально-правовой сфере конкретного государства. Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее прежде всего как субъект международного публичного права . В этой связи правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) институции.

Например, в Евразийской патентной конвенции, учредившей Евразийскую патентную организацию, которая открыта для любого третьего государства, указывается: "Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом Договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры организации - город Москва, Российская Федерация" (п. 5 ст. 2).

Что же касается правового положения неправительственных международных организаций, то оно подчиняется общему принципу регулирования, установленному в коллизионных и материальных нормах действующего права соответствующего государства.

Таков подход и действующего российского законодательства в этом вопросе. Так, в письме ЦБ РФ от 5 сентября 1994 г. № 109 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 16 июля 1993 г. № 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации"" говорится: "Правовой статус международных неправительственных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, определяется в соответствии с частью 1 статьи 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Международные неправительственные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются резидентами Российской Федерации".

  • Глава 16. Государство как особый субъект в международном частном праве
  • § 1. Правовое положение государства в гражданско-правовых сделках международного характера. Понятие иммунитета
  • § 2. Иммунитет государства. Виды иммунитета
  • § 3. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
  • § 4. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
  • Глава 17. Правовое положение международных организаций
  • Раздел второй. Вещные права в международном частном праве
  • Глава 18. Право собственности в МЧП
  • § 2. Коллизионно-правовое регулирование вещных отношений
  • § 3. Коллизионное регулирование отношений собственности в Российской Федерации
  • § 4. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц в области отношений собственности в Российской Федерации
  • § 5. Право собственности российских граждан за рубежом
  • Глава 19. Правовое регулирование иностранных инвестиций
  • § 1. Система правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП
  • § 2. Правовое положение иностранных инвесторов в Российской Федерации
  • Глава 20. Национализация иностранной собственности и действие за границей актов о национализации
  • Раздел третий. Сделки и обязательства в международном частном праве
  • Глава 21. Автономия воли в международном частном праве
  • Глава 22. Общие положения о сделках и обязательствах
  • § 1. Основные понятия
  • § 2. Форма сделок в МЧП
  • § 3. Коллизионно-правовое регулирование сделок международного характера
  • Глава 23. Договорные обязательства в международном частном праве
  • § 2. Подряд и техническое содействие
  • § 3. Договор международной перевозки грузов, пассажиров и багажа. Перевозка автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Морская перевозка
  • § 4. Договор мены
  • § 5. Договор лизинга
  • § 6. Факторные операции в МЧП
  • § 7. Договор франчайзинга (франшиза)
  • Глава 24. Деликтные обязательства в МЧП
  • § 1. Общие вопросы коллизионного регулирования деликтных обязательств в МЧП
  • § 2. Регулирование деликтных отношений в Российской Федерации
  • § 3. Международно-правовое регулирование деликтных отношений
  • Глава 25. Денежные обязательства и международные расчеты
  • § 1. Содержание денежных обязательств и международные расчеты
  • § 2. Унифицированные правила международных расчетов
  • § 3. Вексель и чек в современном международном частном праве. Унификация вексельного и чекового регулирования
  • § 5. Правовое регулирование валютных отношений и валютные операции в Российской Федерации
  • Раздел четвертый. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
  • Глава 26. Промышленная собственность
  • § 1. Понятия «интеллектуальной собственности» и «промышленной собственности» в МЧП
  • § 2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • § 3. Сотрудничество в рамках СНГ по использованию и охране промышленной собственности
  • § 4. Правовое регулирование прав промышленной собственности иностранцев на территории Российской Федерации
  • Глава 27. Авторское право и смежные права
  • § 1. Международно-правовое регулирование авторских прав. Многосторонние конвенции в области авторского права
  • § 2. Правовое регулирование смежных прав
  • § 3. Авторские права иностранцев по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран
  • § 4. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве
  • Раздел пятый. Право наследования в международном частном праве
  • Глава 28. Наследственные отношения
  • § 1. Коллизионные вопросы наследования
  • § 2. Правоспособность иностранцев в отношениях по наследованию. Способность быть участниками производства в наследственных делах
  • § 3. Форма завещания
  • § 4. Конвенционное регулирование отношений по наследованию
  • § 5. Выморочное имущество
  • Раздел шестой. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
  • Глава 29. Правовое регулирование отношений по заключению и расторжению брака с участием иностранцев, имущественных и иных семейных отношений
  • § 1. Сфера возникновения и содержание коллизий законов в области заключения и расторжения браков с участием иностранцев
  • § 2. Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки
  • § 3. Имущественные правоотношения между супругами. Брачный договор
  • § 4. Расторжение брака в МЧП
  • § 5. Правоотношения, касающиеся международного усыновления, опеки и попечительства
  • Раздел седьмой. Трудовые отношения в международном частном праве
  • Глава 30. Трудовые отношения в международном частном праве
  • § 1. Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений международного характера
  • § 2. Трудовые отношения в сфере международного хозяйственного оборота и коллизии права
  • § 3. Международно-правовое регулирование трудовых отношений
  • § 4. Трудовые отношения российских граждан за рубежом и в международных организациях
  • § 5. Социальное обеспечение
  • обладательницей двух национальностей».

    Сфера действия личного статута. Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица, поскольку, как было отмечено, именно он отвечает на главный вопрос - является ли данное лицо юридическим, т.е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Торговое товарищество (societe en nom collectif, partnership, offene handelsgesellschaft),

    созданное во Франции, будет правосубъектным образованием с точки зрения ее законодательства, а также в Испании, Португалии, но неправосубъектным - в Англии, США, на Британских Виргинских и Нормандских островах, в Сингапуре, Германии, Швейцарии и т.д., хотя в последних из указанных стран за товариществами и признаются некоторые важные права, свойственные юридическим лицам. Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо, будучи созданным конкретным правопорядком, имеет последний в качестве личного закона. Этот правопорядок определяет все жизненно важные стороны действительности данного явления - возникновение, функционирование, продолжение существования или прекращение, а также возможные способы и формы преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает ответы на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и каковы условия, форма и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится всецело в сфере действия личного статута.

    При ликвидации юридического лица, действующего за границей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в МЧП, будет решать судьбу последнего. В отдельных случаях обязательственных отношений, т.е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приобретает особое значение (например, при выдаче гарантии или поручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для регулирования взаимоотношений в рамках основного обязательства, или закону, применимому

    к существу отношения в силу коллизионной нормы.

    § 5. Проблема «международных юридических лиц» в международном частном праве

    В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по МЧП весьма активно обозначилось понятие «международные юридические лица». Достаточно сказать, что во многих пособиях и учебниках по данной дисциплине используется это словосочетание без каких-либо оговорок об условности его применения или чего-либо иного. В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они

    созданы международным соглашением (договором), как, например, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла стран СНГ, Межгосударственный банк, также созданный в рамках СНГ, и проч. М.М. Богуславский особо отмечает, что в советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами-членами СЭВ: Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ).

    Подходя к оценке рассматриваемого понятия с позиций принципа историзма, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было в целом достаточно редким явлением и сопровождалось практически всегда изъятием их из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства. Таким государством выступало государство местопребывания центральных органов международного юридического лица. Его правовое положение могло отличаться от правового положения любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране, как национальных, так и иностранных. С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых международных юридических лиц в отдельную категорию. В сегодняшних условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, прежде всего когда явление объединения лиц и капиталов поистине в трансграничном масштабе получило достаточный размах и на гражданскоправовом уровне, нет нужды устанавливать какие-либо специальные, «тепличные», условия для функционирования таких объединений. Всецелое подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства снимает необходимость, кроме как в целях уточнения его «генезиса» (происхождения), в квалификации его как международного юридического лица, а следовательно, и выделении названной категории вообще. Так, в соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств (ст. 5). При этом указывается, что транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст. 3). В развитие этого действующее законодательство Российской Федерации, прежде всего федеральный закон «О финансово-промышленных группах», принятый 30 ноября 1995 г., оперирует категориями «транснациональная финансовопромышленная группа», «межгосударственная финансово-промышленная группа».

    Данные термины понимаются следующим образом: финансово-

    промышленные группы - это объединения, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств- участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, которые регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом и как межгосударственные (международные) финансовопромышленные группы - на основе межправительственного соглашения. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями. При этом для их участников национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в поряде и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные законом «О таможенном тарифе», по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы. Следует подчеркнуть, что по смыслу упомянутого отечественного акта указанные образования не наделяются статусом юридического лица как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам, а действуют на основе гражданско-правовых договоров.

    Как видно, в целом конструкция «международных юридических лиц» не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

    Например, транснациональное объединение, учрежденное в Российской Федерации в соответствии с международным договором стран СНГ, будет «национальным» для России и иностранным для всех других государств.

    Учрежденное аналогичным образом в Беларуси, объединение будет «своим» в этой стране и иностранным- в России, на Украине, в Казахстане и т. д., т.е. белорусским для всех прочих стран. Таким образом, ныне существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование по крайней мере должно сопровождаться уточнениями и пояснениями.

    Транснациональные корпорации. Транснациональные корпорации (ТНК) - явление, порожденное развитием всемирных экономических отношений в XX в. ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы нередко рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Подобные воззрения не случайны, так как общеизвестным является факт возрастающего влияния ТНК на национальную экономику не только развивающихся, но и развитых европейских стран, а также и на мировую экономику в целом.

    Специфичным признаком ТНК выступает их неоднородность и расчлененность с юридической точки зрения, поскольку мощное материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. С другой стороны, необходимо подчеркнуть их гомогенность в экономическом плане. В юридическом отношении подчиненные разным юрисдикциям компании, входящие в ТНК, управляются из одного экономического центра, который олицетворяется материнским предприятием.

    ТНК могут образовываться как унинациональными по структуре своего капитала корпорациями («Майкрософт», «Рэнк-Ксерокс, «Кока-кола», «Дженерал электрик», «Бритиш Петролеум», «Фольксваген АГ», «Мицубиси», «Креди Лионне» и т.п.), так и крупными объединениями, образованными за счет «интернационализации» капитала («Агфа Геверт», «Данлоп-Пирелли»). В обоих случаях монополистическое объединение разбрасывает свои предприятия по всему миру в целях увеличения прибыли за счет минимизации себестоимости выпускаемой продукции, освоения новых рынков и в известной мере ухода от налогового бремени либо его сокращения, если правовая действительность соответствующей страны позволяет это сделать. Таким образом, с правовой точки зрения, ТНК - это совокупность формально самостоятельных юридических лиц, имеющих различную государственную принадлежность, фактически управляемых иностранным юридическим лицом, т.е. материнской компанией.

    В результате достаточно серьезного влияния, которое оказывали ТНК на экономику, а в ряде ситуаций и политику принимающих государств, в целях недопущения вмешательства в их внутренние дела члены международного сообщества поставили перед собой задачу разработки международного кодекса поведения ТНК, проект которого был подготовлен в рамках специально созданных ЭКОСОС ООН органов - Центра по ТНК и Комиссии по ТНК. Данный кодекс поведения ТНК до сих пор не принят государствами, так как большинство из них, чьи национальные субъекты контролируют ТНК, отстаивают рекомендательный, а не юридически обязательный характер его норм. Между тем роль и влияние ТНК в мире продолжают расти, что получило отражение в материалах IX конференции ЮНКТАД (1996 г.), в которых говорится, что «корпорациям должна быть предоставлена возможность участия в многосторонних международных форумах», и подчеркивается необходимость «начать интеграцию частного сектора и иных новых действующих лиц в повседневную деятельность ЮНКТАД».

    Европейские торговые общества. Унификация права торговых обществ.

    В рамках Европейского Союза (ранее Европейских сообществ - Евратома, ЕОУС и ЕЭС) проблема «европейской» компании стояла практически с 60-х гг. Существенным элементом создания Общего рынка в соответствии с Договором о создании Европейского экономического сообщества (Римским договором 1957 г.) является «свобода поселения, устройства промыслов и занятия частной хозяйственной деятельностью». В ходе этого процесса право на создание хозяйственного общества в любом государстве-участнике ЕС или право на участие в таком обществе представляется в качестве одной из главных составляющих, которая заключается в том, что предприятия во всех странах - участницах ЕС должны действовать в сопоставимых, если не равных, условиях. Данную цель создания максимально гармонизированных правовых норм, способствующих взаимодействию предприятий разных стран в осуществлении ими частной хозяйственной деятельности, которая принципиально очерчена в Римском договоре, преследует европейское право торговых обществ.

    Как упоминалось ранее, основной документ унификационного характера - Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и юридических лиц 1968 г. - остается не принятой государствами - участниками ЕС, хотя еще в 1957 г. Римским договором установлены общие признаки предпринимательских организаций ЕЭС. Под таковыми, в частности, понимаются «компании или фирмы, учрежденные в соответствии с законодательством государств-членов, зарегистрированное местопребывание, центральное управление и основная

    предпринимательская деятельность которых находится внутри Сообщества» (ст. 58).

    В этих обстоятельствах унифицированные нормы, относящиеся к европейскому праву торговых обществ, представлены многочисленными директивами - актами ЕС, в каждом из которых сформулированы общие типовые положения. Директива не действует непосредственно. Она требует принятия государствами-членами национальных правовых актов для реализации установленного в директиве содержания. Поскольку в каждом отдельном случае директива требует от государств-участников решить в установленные сроки определенные задачи с помощью средств национального правопорядка, т.е. должна опираться на национально-правовые предписания, за государствами-членами остается свобода усмотрения в том, что касается механизма ее исполнения. Благодаря директивам достигается максимально возможное сближение и гармонизация национального законодательства стран- участниц ЕС в той или иной области. Таким образом, в отличие от постановления, имеющего юридически обязательный характер для государств и находящихся под его властью субъектов (юридических и физических лиц), директива не обладает непосредственной обязывающей силой. В результате этого в рамках установленного общим порядком соответствующего концептуального содержания законодательство государств-членов ЕС в области, например, торговых товариществ, акционерных компаний и обществ с ограниченной ответственностью, располагает известным разнообразием.

    Указанное правовое средство использовалось странами ЕС для достижения единообразия в регулировании, в частности, вопросов защиты капитала, создания акционерных обществ, их слияния и разделения, а также содержания их уставов (директивы № 77/91/ EWG от 13 декабря 1976 г., 78/855/EWG от 25 октября 1978 г. и 82/89/EWG от 17 декабря 1982 г.). Отдельное внимание было уделено проблемам гармонизации законодательства и практики государствчленов в сфере деятельности иностранных филиалов в пределах их границ. Так,

    в директиве № 89/666/EWG от 21 декабря 1989 г. содержатся положения о порядке опубликования сведений и документов в связи с созданием иностранными обществами филиалов на территории стран-членов. Эти положения касаются как самих государств, составляющих ЕС, так и третьих стран. Общей целью директивы служит создание благоприятных условий и защитных мер для тех лиц, которые вступают через филиалы в отношения с соответствующим иностранным юридическим лицом. Важное значение имеет также унифицированный подход и к решению проблемы создания обществ с ограниченной ответственностью с одним участником. Как известно, далеко не все государства мира (а сегодня более чем в 90 государствах - от Египта до ЮАР и Зимбабве, а также от Испании и Португалии до Сингапура - существование обществ с ограниченной ответственностью является общепринятым) признают правомерность учреждения обществ единственным участником. Например, в ФРГ, несмотря на то, что законодательство об обществах в Германии действует с 1892 г., это стало возможным лишь в современный период вследствие разработки и принятия специальной директивы

    в рамках ЕС (№ 89/667/EWG от 21 декабря 1989 г.), которая направлена на признание всеми государствами-членами создаваемых с участием одного учредителя обществ с ограниченной ответственностью.

    Параллельно с унификацией правовых норм, относящихся к корпоративным образованиям и их деятельности в рамках национальных правовых систем, осуществляемой посредством реализации директив, в ЕС ведется работа по

    созданию соответствующих постановлений, предусматривающих новые формы юридических лиц - единых европейских торговых обществ. Так, утверждено постановление «О европейском хозяйственном объединении на основе общих интересов», которое представляет собой новую правовую форму, призванную облегчить сотрудничество между государствами и хозяйствующими субъектами - производственными единицами в области объединения мелких и средних предприятий в целях повышения их конкурентоспособности. Разработанная конструкция хозяйственного объединения подразумевает устранение возникавших в прошлом при подобном объединении трудностей выбора правовой формы хозяйственных обществ, определяемой правопорядком одного из партнеров, которая нередко оказывалась чуждой для остальных участников сотрудничества. Подготовленные решения в данной сфере исходят из новой конструкции, призванной при объединении хозяйствующих субъектов создать структуру, насколько возможно приспособленную к общим интересам участников и преодолению препятствий юридико-технического, налогового, психологического, административного и другого порядка. Заинтересованные предприятия могут воспользоваться такой новой формой на добровольной основе.

    Не достигнуто пока согласие государств-членов ЕС по вопросу о едином европейском акционерном обществе, которое также мыслится как унифицированная правовая форма, свободная от национальных предписаний. Помимо разработки модельных инструментов, относящихся к акционерному обществу, Комиссия ЕС внесла предложения о единых концепциях

    европейского кооператива, европейского союза и европейского взаимного общества. Кроме того, имеется в виду и разработка общеевропейской организационно-правовой формы для лиц свободных профессий. При этом нельзя полагать, что после утверждения подобных единообразных документов ЕС создаваемые в соответствующих формах юридические лица должны квалифицироваться как изъятые из пределов юрисдикции конкретного государства, на территории которого они будут учреждены.

    «Оффшорные» компании. Компании международного бизнеса. В связи со сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государствами экономической ситуацией многим странам приходится соревноваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополнительных денежных и иных средств. В то же время любой предприниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случаев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о путях решения всех этих трудностей. В настоящее время одним из весьма практикуемых средств подобного рода является оффшорный бизнес.

    Когда говорят о преимуществах оффшорного бизнеса, обычно имеют в виду возможности снижения налоговых затрат и управления банковским счетом и создания одного или нескольких предприятий за границей.

    В то же время в юридическом плане содержание оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый субъект хозяйственных отношений, который получает возможность действовать самостоятельно. Этот механизм используется для различных целей, в том числе налогового планирования и др. (управления риском, получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д.). Бесспорно, налоговое планирование - одно из основных направлений и мотивов не только создания,

    но и развития оффшорного бизнеса. Следует в данной связи подчеркнуть, что термин «налоговое планирование» свойствен в большей мере западной экономической и юридической науке и практике. В экономической и правовой литературе России, а также других стран СНГ он до сих пор активно использовался лишь применительно к анализу ситуации в экономике именно развитых стран.

    Для Российской Федерации понятия «оффшорный бизнес», «оффшорная компания» являются не только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отношениях. Так, например, весьма распространенным мнением было то, что категория «оффшорная компания» не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это уже не соответствует действительности, так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина, причем в его противопоставлении другой категории - «внутренней компании» («inshore company»), как имеет место на Кипре, в Великобритании, Ирландии, на Британских Виргинских островах.

    Таким образом, юридическое содержание понятия «оффшорная компания» в современном значении подразумеваеттакое образование, преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикции, которое не вправе вести производственную и торговую, вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения и, следовательно, не подлежит налогообложению в пределах данной территории, однако является юридическим лицом, инкорпорированным в соответствии с законодательством этого государства.

    Современная структура бизнеса может иметь следующую схему: материнская компания - самостоятельное юридическое лицо в зоне налоговых льгот (оффшорная фирма). В этот ряд возможно включение дополнительных звеньев, например производственного или торгового предприятия, расположенного в третьей юрисдикции. Поскольку при переводе доходов напрямую в «налоговые гавани» юридические лица нередко сталкиваются с налоговыми барьерами (в большинстве стран при распределении доходов в адрес оффшорных фирм дополнительно взимается налог «у источника»), такое звено становится необходимым.

    Однако в некоторых странах от этого налога освобождаются банковские проценты, даже если они переводятся в адрес фирм в «налоговых гаванях» (Нидерланды, Швейцария). Отсутствие в этих странах дополнительного налога на банковский процент в сочетании с льготным режимом по переводу других видов доходов (дивидендов и роялти) в большинство развитых стран мира делает их удобным «перевалочным пунктом» в международных финансовых операциях. Следовательно, несмотря на то, что подобные государства не относятся к оффшорным зонам, в них также целесообразно учреждать предприятия, ориентированные на определенные виды деятельности, с использованием их в структурных схемах в расчете на минимизацию налогового бремени.

    В международной практике часто применяются комбинированные схемы, включающие фирмы, расположенные в «налоговых гаванях» и в странах с умеренным уровнем налогообложения: остров Мэн - Нидерланды; Гибралтар

    Швейцария; Кипр - Греция; Нидерланды - Нидерландские Антильские острова; Швейцария - Нидерланды - остров Мэн и др. Однако назначение оффшорных фирм не сводится исключительно к налоговому планированию.

    Специалисты отмечают, что оффшорные системы весьма подвижны, они могут

    создаваться под конкретный деловой проект или инвестиционную программу. Оффшорная компания освобождает владельца от многих формальных процедур, связанных, в частности, с аудитированием бухгалтерской отчетности и прочими требованиями, относящимися к бухгалтерскому учету. Оффшорные компании создаются также для управления риском, которое заключается в регистрации предприятия в одной зоне с возможностью перемещения ее активов в более политически и экономически стабильный регион мира. Например, маловероятно, что на острове Гернси, где политический строй не менялся уже несколько сот лет, произойдут крупные изменения. Управление риском достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия.

    В случае появления признаков нестабильности и других факторов оффшорные структуры позволяют перевести капитал в более надежный регион

    и создать для него «убежище» (например, учредить траст - доверительную собственность - широко известный институт англо-американского права). Распространенным способом использования оффшорной компании является создание ее представительств, а также дочерних компаний в зарубежных странах, например в России.

    В активе средств, которыми вправе воспользоваться оффшорная компания, следует прежде всего назвать разнообразные услуги по управлению капиталом, приобретению и эксплуатации сформированных портфелей ценных бумаг других корпоративных образований, различные формы инвестиций.

    Компания международного бизнеса (от англ. international business company)

    Понятие, в современной жизни известное праву ряда территорий, имеющих преимущественно зависимый или сходный с ним статус, а иногда и самостоятельных суверенных государств, предоставляющих льготные налоговые режимы («налоговые убежища»), что способствует учреждению в их пределах значительного числа иностранных компаний, действующих в международном гражданском обороте. Как правило, компании международного бизнеса не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств. В их числе находятся прежде всего получившие наибольшее распространение в последнее время так называемые оффшорные зоны - Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и т. д.), британские зависимые территории, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются определенной степенью самоуправления, включая собственное законодательство, а также территории иных государств: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гонконг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Кроме того, в силу положений местного законодательства необходимо наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления - офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории.

    Компании международного бизнеса (КМБ), в частности, на Британских Виргинских островах (БВО), в соответствии с законодательством БВО

    существуют наряду с публичными компаниями, частными компаниями и простыми товариществами. Последние не пользуются статусом самостоятельного юридического лица. Правосубъектность, правовое положение, учреждение и деятельность компаний международного бизнеса БВО регулируются Законом о компаниях 1885 г., Ордонансом о подоходном налоге 1946 г., специальным Ордонансом о компаниях международного бизнеса 1984 г. (с поправками, дополнениями и изменениями), Законом об управлении компаниями 1990 г., а также в части компаний, действующих в специальных областях, - Законом о банках и трастовых компаниях 1990 г., Законом о страховом бизнесе (специальные положения) 1991 г. После регистрации на территории Британских Виргинских островов компания может даже сменить место регистрации и продолжать свое существование в соответствии с законодательством другой страны, если это дозволяется уставными положениями данной компании, законодательством той другой юрисдикции, в пределах которой может быть внесена в реестр такая учрежденная на БВО компания международного бизнеса, при условии, однако, соблюдения ею требований законодательства БВО о компаниях международного бизнеса. Учредительными документами компании международного бизнеса выступают прежде всего, как и для любой иной компании в рамках Британского Содружества Наций, два документа: «Меморандум ассоциации» (меморандум компании) и «Статьи ассоциации» (внутренний регламент компании). Меморандум регулирует внешние отношения компании, а регламент, рассматриваемый как договор между членами компании и компанией, - внутренние (порядок распределения и передачи долей (акций), изменения размера капитала, проведения собраний, голосования, назначение директоров, их полномочия, ответственность перед компанией и проч.). Меморандум ассоциации компании международного бизнеса, кроме того, должен содержать наименование и адрес зарегистрированного агента компании; размер уставного капитала компании и количество номинальных акций либо указание об их отсутствии; наименование валюты, в которой выпускаются акции; количество категорий и число выпусков акций; перечень привилегий, прав, ограничений и т. д., которые применяются для определенного вида акций; положение о направлении держателям предъявительских акций уведомлений об общих собраниях компании и иных способах уведомления; указание о возможностях замены обыкновенных акций на, предъявительские и наоборот; регламентацию ограничений, которыми характеризуется деятельность компании как компании международного бизнеса согласно положениям национального акта - Ордонанса 1984 г. При учреждении КМБ меморандум подписывается зарегистрированным агентом, указанным непосредственно в его содержании, в присутствии лица, которое должно засвидетельствовать подпись. Аналогичным образом должны быть оформлены и статьи ассоциации компании. Планируемое название компании должно быть одобрено регистрирующим органом - регистратором компаний БВО. После уплаты регистрационного сбора зарегистрированной компании выдается свидетельство об инкорпорации (Certificate of Incorporation). Заявки на регистрацию страховых компаний подаются инспектору по страхованию, при учреждении банков, управленческих компаний и трастовых компаний - инспектору по банкам и трастовым компаниям. Все компании вправе начать свою хозяйственную деятельность незамедлительно после регистрации, т.е. никакого специального разрешения не требуется. Если определенное образование корпоративного типа, намеревающееся создать КМБ, до регистрации заключило письменное

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основы правового положения юридических лиц. Теория инкорпорации. Теория оседлости. Теория центра эксплуатации. ТНК как субъект международного права. Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Молдова.

      курсовая работа , добавлен 02.04.2007

      Субъекты международного частного права имеют различную гражданскую правоспособность. Особенности участия в правоотношениях каждого из них. Это обусловлено многолетним историческим опытом, который, преломляется через деятельность органов власти.

      учебное пособие , добавлен 13.07.2008

      Признаки юридического лица: организационное единство, обособленное имущество, ответственность по всем обязательствам имуществом и выступление в гражданском обороте, в суде от своего имени. Классификация в зависимости от цели. Иностранные юридические лица.

      реферат , добавлен 20.01.2009

      Правосубъектность физических лиц. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов международного права. Первичные, суверенные государства; нации и народы. Производные (несуверенные) – государственно-подобные образования (Ватикан).

      лекция , добавлен 13.07.2008

      Общие положения о сущности и правовом регулировании права собственности. Коллизии при решении вопросов права собственности. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Анализ соответствия российского законодательства положениям Соглашения ТРИМС и ДЭХ.

      курсовая работа , добавлен 24.01.2009

      Система международного частного права, ее специфика и нормы. Коллизионные нормы. Специфика правового регулирования в области МЧП. Соотношение международного частного и международного публичного права. Место международного частного права в системе права.

      реферат , добавлен 19.10.2008

      Основные виды источников международного частного права. Правоотношения между государствами, виды судебных иммунитетов. Специфика семейного законодательства различных государств. Порядок транснационального банкротства. Сущность арбитражного соглашения.

      контрольная работа , добавлен 28.02.2010

      Понятие международной правосубъектности. Ее применение к нациям и народам, вольным городам, индивиду. Юрисдикция государства как проявление государственного суверенитета. Формы международно-правового признания. Правопреемство в международном праве.

      курсовая работа , добавлен 08.03.2015