Закон запрещающий иностранцам усыновлять детей. "Закон Димы Яковлева" — Российская газета

В последнее время в Российском обществе произошёл перелом, детей начали усыновлять чаще чем раньше, но вот вопросов, связанных с усыновлением меньше не стало. Какие условия для усыновления предъявляют к родителям, какие необходимо собрать документы, как проходит сама процедура усыновления, и стоит ли «молодым» родителям ждать финансовой помощи от государства? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Условия для усыновления

Семейное законодательство жёстко регламентирует не только порядок усыновления, но и условия, которые предъявляются как к усыновляемому, так и к потенциальным родителям.

Условия для ребёнка

Усыновлёнными могут быть (ст. 124 СК РФ):

  • сироты, то есть, у кого родители умерли, или их судьба неизвестна;
  • лишённые родительской опеки, то есть дети, чьи родители были лишены родительских прав, признаны по суду недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • дети, чьи родители в течение срока, превышающего 6 месяцев, уклоняются от воспитания и не проживают вместе с детьми без уважительной причины.

Дети должны быть несовершеннолетними, и разделение кровных братьев и/или сестёр не допускается (если у усыновляемого ребёнка есть братья и сёстры родные, они должны быть усыновлены вместе).

Условия для родителей

В отношении усыновителей ст. 127 СК РФ устанавливает ограничения.

Усыновителями не могут быть:

  • несовершеннолетние лица;
  • лишённые дееспособности или ограниченные в ней, а также супруги, если один из них таковым является;
  • лишённые родительских прав;
  • бывшие усыновители, если усыновление в прошлый раз было отменено по их вине;
  • судимые, или находящиеся под следствием за преступление против жизни. здоровья. половой неприкосновенности и подобным;
  • имеющим не снятую или не погашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления в любой сфере;
  • не имеющие работы (соответствующего уровня доходов) и/или место жительства;
  • не состоящие в браке, если намереваются усыновить одного и того же ребёнка;
  • имеющие противопоказания к усыновлению по здоровью;
  • состоящие в гомосексуальном союзе;
  • не прошедшие специальную психологическую подготовку.

Отдельно надо сказать про возраст усыновителей . Согласно ст. 128 СК РФ она должна быть равна или больше 16 лет. В исключительных случаях разница в возрасте может быть сокращена (если усыновляют близкие родственники).

Граждане иностранных государств имеют право на усыновления ребёнка – гражданина РФ в случае невозможности устройства его в семью на территории РФ. Гражданам РФ, живущим в иностранном государстве, могут быть переданы дети – граждане РФ спустя 12 месяцев после попадания ребёнка в банк сведений об усыновляемых.

Порядок усыновления

1) Начало

Сначала потенциальные усыновители подают заявление и определённый пакет документов в орган опеки и попечительства. Последний должен выдать заключение о возможности заявителей стать усыновителями.

Необходимые документы*:

  • письменная автобиография;
  • копия документа о браке (если заявитель в браке);
  • справка о доходах и месте работы, либо декларация 3-НДФЛ;
  • медицинское заключение;
  • документ, подтверждающий наличие жилой собственности, или права проживания в жилом помещении и сведение о нём;
  • справка из органов МВД об отсутствии судимости за определённые законом преступления.

*Все указанные документы действуют год, кроме мед.справки – она 3 месяца.

После подачи заявления сотрудник органа опеки проводит обследование условий жизни усыновителя и в течение 15 дней составляет заключение о возможности или невозможности усыновления конкретным лицом ребёнка.

2) Подбор ребёнка

После постановки заявителя на учёт в качестве кандидата в усыновители сотрудники органа опеки представляют гражданину (-ам) информацию о детях, которых могут быть усыновлены. Если гражданин по месту своего жительства не может подобрать себе ребёнка, он вправе обратиться в орган опеки другого региона с подобным заявлением.

Гражданину предоставят информацию о детях по его письменному заявлению.

После того, как потенциальный усыновитель даст согласие на получение информации о конкретном ребёнке, орган опеки выдаёт ему разрешение на посещение его и личное знакомство (что является обязанностью будущего родителя). Данное разрешение действует в течение 10 дней, и другим потенциальным усыновителям не даётся.

Гражданин имеет право на получение полной информации об усыновляемом, в том числе о его состоянии здоровья. которое он может проверить. обратившись в мед.учреждение.

Гражданин обязан лично посетить ребёнка, установить с ним контакт, ознакомиться с его документами и написать письменное подтверждение ознакомления его с мед.заключением о здоровье потенциального усыновляемого.

Если с предложенным ребёнком контакт не получился, то гражданину в течение 15 дней предложат познакомиться с другим чадом.

3) Судебный процесс

Согласно Российскому законодательству усыновление возможно только в судебном порядке. Семейный кодекс предусматривает тайну усыновления, то есть судебный процесс проходит закрытым, а участники подписывают соглашение о неразглашении деталей усыновления – ст. 139 СК РФ.

К заявлению об усыновлении будущий родитель должен приложить документы о себе, а также согласие супруга на усыновление, если усыновителем является только кто-нибудь один.

Помимо сведений о себе заявитель подаёт документы, подтверждающие сведения об усыновляемом ребёнке, месте его жительства, а также биологических родителях, если сведения о них известны и их месте жительства.

В заявлении указываются будущие фамилия и отчество ребёнка, а также имя, если соблюдено условие его перемены – ст. 134 СК РФ.

Также возможна смена его даты рождения, но в пределах трёх месяцев от действительной.

Судебное слушание проходит в присутствии усыновителя (-ей), органа опеки, прокрурора, родителей усыновляемого или иных заинтересованных лиц, а также самого ребёнка в возрасте старше 10 лет.

После положительного решения суда, правовые последствия для усыновителя и усыновлённого начинают течь с момента вступления его (решения) в правовую силу.

4) После суда

После вынесения решения, необходимо обратиться в орган ЗАГС для оформления свидетельства о рождении, если в течение месяца после усыновления усыновитель или иные лица не обратились в ЗАГС. то регистрация усыновления проводится на основе судебного документа.

Где подобрать ребёнка?

В России на основе закона от 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» существует федеральный банк данных детей – сирот. На местных уровнях существуют региональные банки данных.

Недавно на сайте videopassport.ru появилась возможность просмотреть видео анкеты детей, находящихся в Федеральном банке данных детей, к сожалению, не все регионы страны поддерживают пока этот проект, но большинство региональных банков данных уже присоединились.

Запрет усыновления

СК РФ устанавливает запрет усыновления для лиц, перечисленных в п. 1 ст. 127.

Отдельно указан запрет на усыновление детей граждан, находящихся в однополых браках, зарегистрированных на территории государства, где они признаются законными.

Выплаты за усыновление

Государство всяческими силами старается стимулировать усыновления детишек гражданами РФ. Новоиспечённым родителям представляются выплаты, которые делятся на общие (те, что получают все родители, в независимости от усыновления ребёнка или его рождения) и специальные (те, что получают только родители, решившие усыновить малыша (малышей)).

Вопросы назначения и размеры выплат регулируются ФЗ «О государственных пособиях, имеющих детей».

Что положено:

  • Единовременная выплата в размере 13741,99 рублей, если усыновляется инвалид или ребёнок старше 7 лет, или несколько детей одновременно, то сумма выплаты равняется 105000 рублей на каждого ребёнка.
  • Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет (в некоторых регионах до 3-х лет) в размере 2578 рублей на первого и 5153 на второго и последующего. Если усыновляется одновременно два ребёнка, то пособия суммируются, но в целом не могут превышать суммы заработка мамы за 1 месяц на её постоянном месте работы.
  • Материнский капитал, если усыновлённый ребёнок в семье становится вторым или последующим в размере 429408,53 рублей.

Помимо федеральных выплат есть ещё и региональные.

Все пособия необходимо оформить в течение 6 месяцев после усыновления!

Для оформления всех пособий в территориальный орган ПФР необходимо предъявить заявление, копию решения суда об усыновлении, справку о родстве детей, если усыновляются братья и/или сёстры, а также справка об инвалидности. Если в решении суда последние два факта указаны, то справки их подтверждающие представлять не нужно. Пособия выплачиваются (единовременные) в течение 10 дней с момента подачи заявления.

Граждане стран, в которых разрешены однополые браки, больше не смогут усыновлять детей-сирот из России. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.


Российское правительство изменило правила передачи детей-сирот на усыновление, дополнив их запретом на усыновление иностранными однополыми парами. В опубликованном сегодня на сайте правительства постановлении содержится пункт, в соответствии с которым усыновителями могут быть совершеннолетние граждане обоего пола, кроме «лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке».

Таким образом, запрет на усыновление касается не только однополых пар (соответствующий закон президент Владимир Путин подписал еще в июле 2013 года), но и всех граждан, чьи страны такие браки признают. «Реализация постановления будет способствовать совершенствованию порядка передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан и обеспечению защиты прав и интересов таких детей»,- убеждены в правительстве.

С 1 января 2013 года в России действует запрет на усыновление детей-сирот гражданами США. В апреле того же года Владимир Путин призвал пересмотреть соглашение об усыновлении с Францией, где в тот момент решался вопрос о легализации однополых союзов. По итогам 2011–2012 годов сироты из России чаще всего уезжали в США, Италию, Испанию, Францию, Германию, Ирландию, Великобританию и Израиль.

Однополые браки на сегодняшний момент признают из них Испания, Франция и Великобритания. Не смогут дети из России отправиться также в Бельгию (18 усыновленных детей в 2011–2012 годах), Данию, Исландию, Канаду (109 усыновленных), Нидерланды, Новую Зеландию (7), Норвегию, Португалию, Швецию (61 ребенок) и ряд других стран. Открытым остается вопрос, смогут ли усыновлять российских сирот граждане Германии, где однополые союзы регистрируются, но усыновление детей со стороны таким парам запрещено. Италия, которая по итогам 2012 года приняла больше всего детей-сирот из России, однополые браки на данный момент не регистрирует, однако активные дебаты о легализации таких брачных союзов в стране идут.

Автор фильма о детях-сиротах «Блеф, или с Новым годом» Ольга Синяева в фире «Ъ FM» : «Неженатых граждан это тоже касается. Лично я сторонник традиционных отношений, но дети, которые растут в детдомах, в сиротской среде, не принадлежат себе, они вообще не чувствуют своего тела, контакта со своим телом. Они постоянно растут в лишении, прежде всего, личного эмоционального контакта. Для них это, особенно для маленьких детей, настолько критично, что, если, например, даже однополая семья или неженатые граждане могут подарить этот контакт ребенку, этот близкий контакт, то ребенок расцветает, оживает и двигается дальше».

Почему Александр Бастрыкин попросил США разобраться с сиротами


В ноябре 2013 года глава СКР Александр Бастрыкин направил запрос генпрокурору США о проверке возможного нарушения прав 26 российских детей, усыновленных американцами. Речь идет о фактах, изложенных в журналистском расследовании Reuters и телеканала NBC: как установили корреспонденты, в штатах была организована подпольная сеть обмена сиротами.

Почему международное усыновление сошло на нет


В одной европейской стране живет семья, которая много лет мечтает о ребенке. Иметь своих детей Мария и Ян не могут. Усыновить ребенка-соотечественника практически невозможно: количество желающих усыновить сирот в несколько раз превышает количество самих сирот. Друзья семьи несколько лет назад усыновили мальчика из России - с задержкой в развитии и другими диагнозами, которые часто встречаются в медицинских карточках детдомовских детей. Приемные родители потратили немало сил и денег, и сегодня мальчик учится в обычной школе, прекрасно рисует и горячо любим всей родней.

Куда попадают русские дети, не слушающиеся американских родителей


Одним из главных аргументов сторонников закона, запрещающего гражданам США усыновлять российских сирот, была невозможность осуществления контроля за жизнью и судьбой детей. В качестве примера приводилось ранчо для детей, расположенное в городке Юрека, в штате Монтана. По словам уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, этот приют был специально создан для американских родителей, которые хотят избавиться от приемных детей из России. Господин Астахов утверждал, что ему не дали возможности побывать там. «Ъ» попробовал разобраться, что происходит на ранчо и почему господин Астахов не смог на него попасть.

Как на практике работает запрет на усыновление детей американцами


В январе министерство образования и науки РФ упростило процедуру усыновления детей-сирот для российских усыновителей. А к 1 февраля правительство должно было представить в Госдуму законопроект, который должен стимулировать усыновление детей с инвалидностью. Экстренные меры вызваны широкой общественной реакцией на принятый Госдумой законодательный ответ на «закон Магнитского», запрещающий усыновление российских детей в США. «Ъ» выяснил, кто пострадает от «антимагнитского закона» и смогут ли российские власти минимизировать эти потери.

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

2. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

5. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

6. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном настоящим пунктом.

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

В последнее время большим спросом для усыновления пользуются российские дети, и приезжая в Российскую Федерацию, многие иностранцы желают усыновить ребенка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но для оформления потребуется соблюдать не только законодательство России, но и страны, откуда прибыл данный гражданин.

Законодательство

Основными законодательными актами в России в данном случае становятся:

  • – условия по отношению к усыновляемым детям, соблюдение интересов;
  • оговаривает обязательства усыновителей и принятие возможности процесса судом;
  • оговаривает ;
  • Постановление Правительства от 29 марта 2000 года регламентирует правила передачи детей иностранным людям.

Основные условия

Действующее законодательство не запрещает усыновлять русских детей иностранными гражданами.

В том числе, иностранцами считаются лица:

  • россияне, проживающие за границей более полугода;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • граждане, кто имеет сразу несколько гражданств, одно из которых российское, но при этом он не проживает на территории страны.

Условия передачи детей иностранным гражданам аналогичны, но имеют несколько особенностей.

Преимущество при усыновлении ребенка отдано российским гражданам. Поэтому получить право на усыновление может иностранный гражданин, если россиянин не желает оформлять над малышом опекунство.

Отсутствие такого спроса стоит подтверждать документально. Усыновление как и в случае усыновления россиянином, происходит только через суд.

Усыновление иностранным гражданином – процесс, который рассматривается судом.

При этом орган опеки и попечительства обязуется доказать государственной инстанции невозможность устройства ребенка внутри страны.

Судья проверяет наличие сведений о малыше в диной базе данных. При этом присутствовать информация о ребенке должна не менее года до начала судебного процесса. То есть досье крохи должно находится в течение года в базе данных, которой мог воспользоваться гражданин России. В период года для иностранцев существует запрет определения малыша в свою страну.

Далее суд рассматривает и проверяет точность предоставленной информации о сироте. Согласно действующему законодательству, приоритет дается именно российским гражданам. Если существует запрос даже на опеку ребенка, то суд откажет в усыновлении. Проверяются такие данные для того, чтобы проверить чистоту сделки.

Если российские родители получали недостоверные сведения, то люди, ответственные за это, понесут наказание, а в усыновлении будет отказано.

И только при полном отсутствии спроса иностранцу позволяется оформить усыновление.

Совершаются такие действия для исключения коррупции и заинтересованной сделке. Ведь некорректные сведения предоставляются органами опеки и попечительства достаточно часто.

Требования

Иностранные усыновители должны также отвечать по всем требованиям российского законодательства, в том числе и с поправками законодательства их страны.

Они не вправе получить разрешение, если:

  • не получают достаточный доход для обеспечения подопечного;
  • не имеют постоянного места для проживания;
  • состоят в браке с недееспособными лицами;
  • находятся под следствием;
  • освобождены от попечения или усыновления в принудительном порядке;
  • несовершеннолетние;
  • имеют судимость или ограничения по дееспособности;
  • не прошли соответствующих курсов.

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Для многих иностранцев оформление – большая головоломка. Именно она вызывает не мало проблем. Чаще всего они обращаются к компаниям, которые представляют их интересы в Российской Федерации.

Такие организации ведут дело на основании лицензии, выдаваемой Министерством образования и науки. Они имеют право представлять интересы своего подопечного в суде и передавать документацию от его лица в базу данных. Как только процесс усыновления будет завершен, вступает запрет на осуществление деятельности.

Орган опеки и попечительства также ограничивает иностранцев в доступе в базу данных сирот.

При положительном решении судебной инстанции ему позволяется воспользоваться данными для определения ребенка. В России также действует запрет на общение с малышом до судебного решения.

Как только иностранец познакомиться с кандидатом, он принимает решение. Если оно положительное, то сообщает оператору базы данных о нем.

Уже с заявлением он обращается в судебную инстанцию, затем в ЗАГС для регистрации факта усыновления. Как только оформление заканчивается, на руки иностранцу выдается свидетельство об усыновлении, паспорт в ОВИРе и иммиграционная документация в посольстве.

В любом случае, даже если ребенок усыновлен, за ним сохраняется российское гражданство.

Усыновитель вправе запросить гражданство в стране, где будет проживать ребенок. Но российские органы должны контролировать процесс перехода гражданства и проживания ребенка в другой стране.

Органы опеки и попечительства в стране проживания заявителя также должны обследовать условия проживания малыша.

Затем постоянно контролировать действия иностранца по отношению к подопечному, убеждаться в отсутствии проблем. До трех лет после факта усыновления государственный орган посещает подопечного не менее 4 раз в год.

Порядок оформления

иностранцами ничем не отличается от усыновления русским гражданином:

  • гражданин приходит в орган опеки и попечительства за консультацией;
  • собирает полный пакет документов;
  • подает заявление с приложением необходимой документации;
  • ожидает решение;
  • принимает представителя органа опеки и попечительства на своем месте жительства;
  • знакомиться с актом проведения обследования и соответствия требованиям законодательства;
  • в течение двух недель получает ответ на разрешение усыновления;
  • выбирает ребенка из базы данных;
  • подает заявление в суд с приложением подтверждающих документов;
  • присутствует на заседании;
  • при положительном ответе забирает ребенка, документы, регистрирует в органах загс;
  • ставит ребенка в миграционной службе.

Пакет документов

Для оформления усыновления иностранцу необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт иностранца или иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявление в орган опеки и попечительства с намерением усыновить ребенка;
  • анкета иностранца;
  • документ, подтверждающий наличие информации о сироте в БД;
  • разрешение на въезд на территорию постоянного места проживания;
  • документ, подтверждающий обязательство на регистрацию для учета в консульстве России;
  • согласие на проживание ребенка, контроль в консульстве России компетентной инстанции;
  • обязательство от заявителя о позволении органам опеки посещать место жительства для проверки соблюдений требований;
  • заключение уполномоченной инстанции об условиях проживания заявителя;
  • согласие на проведение мониторинга приемной семьи, предоставления отчетов в страну –заявителя;
  • при представительстве компанией–посредником – лицензия на осуществление деятельности.

Судебный процесс

Суд должен получить от органа опеки и попечительства все доказательства усилий, которые были приложены для оформления усыновления русскими людьми. Инстанция должна понять основания и мотивацию почему русские не могут усыновить такого малыша.

Судебная инстанция вправе вызвать усыновителей, которые просматривали информацию о малыше и приняли решение об отказе от него.

Заседание и решение происходит в течение двух месяцев. За этот период человек должен доказать свою платежеспособность и дееспособность, а также наличие хороших условий для проживания сироты.

Осуществление контроля

Контроль осуществляется местными органами опеки и попечительства. Они же обязуются предоставлять отчет государственным органам на территории России.

Осуществляется контроль не менее 4 раз в год на протяжении трех лет. Далее количество сокращается до двух раз в год.

В течение трех месяцев новые родители обязуются поставить кроху на учет. При этом государственный орган, взявший на себя обязательства гарантии, фиксирует взятие крохи на учет. В течение месяца передается документ в РФ.

Запрет

Порядок усыновления иностранными гражданами российских детей устанавливается приказом президента и Семейным кодексом.

Усыновление иностранными гражданами российских детей имеет ограничения в виде проведения процесса гражданами Соединенных Штатов Америки. Оговаривает данный факт статья 4 Закона от 28 декабря 2012 года. Этот закон направлен на защиту интересов ребенка.

Поводом такого ограничения стали постоянные нарушения интересов детей представленными гражданами, в том числе доходило все до летального исхода.

Судебная практика

Судебная практика 2020 года показывает, что удочерение и усыновление для иностранных граждан имеет не мало нюансов. Например, если гражданин решил взять ребенка, то его не допустят до разговора с ним и установления контакта. Это станет возможным только после судебного процесса.

При этом, если ребенком интересуются русские усыновители, но еще находятся на стадии сбора документации, иностранцу откажут в выполнении процесса.

Судебная практика показывает, что процент одобрения искового заявления практически 10%.

Организации, занимающиеся оформлением

Существует немало организаций, которые выступают представителями иностранца. Для обращения к ним нужно заполнить анкету, рассказать о своих интересах и оплатить их услуги.

Компания должна иметь лицензию на осуществление такого рода деятельности. Но и таковым компаниям ограничен доступ к базе данным.

Часто задаваемые вопросы

Многие иностранные граждане сталкиваются с проблемами оформления ребенка. При возникает не мало вопросов, касаемо перевода документов, гражданства, перевозки и иных проблем, с которыми столкнется усыновитель.

Гражданство детей

После усыновления ребенка усыновитель является полноправным родителем. Именно поэтому он вправе менять ему гражданство.

Исключением в этом вопросе становится возраст ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет, то он принимает сам решение на основании статьи 132 Семейного кодекса.

Перевод документов