Функции консульских учреждений. Структура и функции дипломатических и консульских представительств Консульские учреждения РФ

Разные государства наряду с дипломатическими создают на территориях друг друга и консульские учреждения, обмениваясь таким образом представительствами. Обычно такие отношения являются результатом дипломатии, именно она презюмирует согласие на них. Тем не менее консульские учреждения открываются на территории государств и не поддерживающих друг с другом отношений дипломатических, более того - даже разрыв их не ведёт к разрыву отношений консульских. Дипломатические представительства ведают всем, что может коснуться интересов и прав аккредитующего государства, и это действует по всей территории страны пребывания. А консульские учреждения имеют специальные компетенции только в отведённом для них округе, и сообщаются по своим делам консульским только с властью отдельной территории.

Венская конвенция

В 1963 году Венская конвенция в статье 5 обозначила основные функции консульских учреждений. Это прежде всего защита и охрана в стране пребывания прав и интересов всех граждан собственного государства - как физических лиц, так и юридических. Это оказание соотечественникам содействия и помощи, обеспечение представительства в судебных и любых других государственных организациях.

Консульские учреждения содействуют развитию научных, культурных, экономических и торговых связей между двумя странами, а также развивают дружественные отношения между ними. Также работники консульств собирают всеми возможными законными путями информацию о событиях и условиях экономической, торговой, научной и культурной жизни страны пребывания, после чего сообщают об этом собственному правительству, а также предоставляют такую информацию заинтересованным лицам.

Деятельность

В функции консульских учреждений входит выдача паспортов, виз, а также предоставление нотариальных услуг и Есть и другие подобные обязанности по обеспечению соотечественников в стране пребывания всем необходимым. Кроме того, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют многие функции административного плана. С их помощью происходит передача несудебных и судебных документов, они исполняют соответственно действующим международным соглашениям и по всем правилам страны пребывания.

Дипломатические представительства и консульские учреждения оказывают помощь морским и воздушным судам собственного государства, а также их экипажу. Выполняются и многие другие функции, возложенные на консульства представляемым государством, если они не запрещены правилами и законами страны пребывания. Если с данным государством нет дипломатических отношений, глава консульского учреждения может осуществлять довольно обширные дипломатические функции.

Порядок учреждения

Консульские учреждения и всё, что касается их местонахождения, количества и класса, определяют соглашение между двумя странами. В отличие от представительства дипломатического, консульство работает не в масштабах всей страны, ему даны пределы определённого консульского округа. Но, как правило, работа консульства охватывает территории нескольких административных единиц. Виды консульских учреждений тоже строго разделены. Это генеральное консульство, просто консульство, вице-консульство и агентство консульское. Нужно отметить, что по характеру работы и по своим функциям они отличаются друг от друга довольно мало. В крупных промышленных городах и больших портах обычно открывается генеральное консульство, то есть там, где у собственного государства существуют особые интересы. Простое консульство учреждается в любом городе поменьше размером и значением. Генеральный консул может руководить всеми остальными консулами своей страны в государстве пребывания или в её отдельной части.

Должностные лица консульских учреждений тоже определены в статье 9 той же Венской конвенции. Соответственно названиям консульств, главы этих учреждений подразделяются на четыре класса. По возрастающей: консульский агент, вице-консул, консул, генеральный консул. В генеральном консульстве у генерального консула могут быть заместителями и помощниками несколько вице-консулов, консулов и консульских атташе. В простом консульстве точно так же кроме главы его работают обычно ещё несколько сотрудников, которые называются вице-консулами или консульскими атташе. Помимо должностных лиц консульского учреждения Российской Федерации там работают и другие служащие - административно-технический персонал и обслуживающий. Помимо отдельных консульских учреждений существуют и отделы в структуре дипломатического представительства, которые выполняют консульские функции. Значит, есть консулы "отдельные" и есть "отдельские".

Почётный консул

Существуют также консулы, которые не состоят в штате. Это почётные консулы, чьи полномочия значительно ограничены сравнительно со штатными должностными лицами. Почётные консулы обычно выбираются из собственных граждан или граждан страны пребывания. Они всегда хорошо известны в данной местности, часто это успешные адвокаты, предприниматели или общественные деятели. На государственной службе они не числятся, консульские обязанности выполняют обычно на общественных началах и параллельно ведут собственный бизнес.

Заработной платы им тоже не полагается, но они получают содержание посредством консульских сборов, которые взимаются за услуги. В последние несколько десятилетий институт почётных консулов во всём мире получил довольно широкое распространение. В Дании, Финляндии, Швеции, например, число их в разы превышает количество штатных. В нашей стране до 1976 года иностранных почётных консулов не было, и наших за границей тоже не назначали. Сейчас же они есть повсеместно, и число их постоянно увеличивается. В 1998 году даже был издан Приказ и специальное Положение о почётных консулах Российской Федерации.

Глава и его помощники

Глава консульского учреждения назначается собственным государством, а допускается к выполнению своих обязанностей страной пребывания. Первый специальный документ, который он получает, - консульский патент. Там удостоверена его должность, категория и класс, округ и местонахождение консульства, где ему предстоит работать. Этот патент направляется правительству страны пребывания, где его рассматривают и дают (или нет) разрешение, которое называется экзекватурой. Оно обычно оформлено отдельным документом, но бывают случаи, когда компетентное лицо накладывает разрешительную надпись на сам консульский патент. Если государство отказывается выдать экзекватуру, оно не обязано раскрывать мотивы этого отказа представляемому государству.

Остальные должностные лица в консульстве бывают назначены свободно на соответствующие должности, однако представляемое государство обязательно должно сообщить стране пребывания о каждом таком назначении. Более того, сделать это нужно заблаговременно, сообщив имя, фамилию, класс, категорию каждого назначаемого лица. И государство пребывания имеет право объявить это лицо неприемлемым, и сделать это оно должно до того, как назначенное лицо появится в стране и приступит к своим обязанностям. Впрочем, даже если и с объявлением государство пребывания запоздает, представляемая страна всё равно назначение это аннулирует.

Консульские учреждения РФ

Государственные органы, осуществляющие внешние сношения нашей страны в пределах соответственного консульского округа в государстве пребывания от имени РФ, - это консульские учреждения, которые входят в систему МИД России и находятся в подчинении у главы дипломатического представительства РФ. На территории Российской Федерации их функции достаточно многочисленны. Это не ограничивается постановкой на консульское обслуживание, оформлением паспортов, легализацией документов и истребованием их. Здесь оформляются приглашения, принимаются решения относительно выдачи российской визы, оказываются всевозможные консультационные и информационные услуги. Также здесь ставят на учёт детей, которых усыновили иностранные граждане, устанавливается порядок возвращения денежных средств, которые были уплачены за госпошлину ошибочно.

Учреждение консульских представительств не связано своей деятельностью с политическими сторонами международных отношений. Это прерогатива дипломатических представительств. А консульские служат особыми органами внешних отношений и создаются лишь для развития и поддержания правовых, экономических и подобных этим связей. Теоретически и практически термины "консульское учреждение" и "консульское представительство" абсолютно правомерны и практически равнозначны. Отличие очень небольшое: учреждения подразделяются на консульские отделы в дипломатических представительствах и отдельные учреждения. Функции у них одни и те же.

Привилегии

Иммунитеты консульских учреждений - совокупность особых преимуществ, прав и льгот, предоставляемых официальному персоналу в том объёме, который оговорен двумя странами и соответствует обычным нормам международного права, а также законам страны пребывания. С момента начала существования института консульства консулы пользуются особым статусом, причём их привилегии и иммунитеты постоянно расширяются. Тем не менее привилегиям и иммунитетам дипломатов они существенно уступают и в количестве, и в качестве. Дело в том, что у консулов преимущества носят в основном характер функциональный, то есть предоставляются привилегии не каждую минуту, а только при совершении действий как официальных лиц и чётко в рамках служебных обязанностей. Но на практике в целом ряде государств существует тенденция к совпадению привилегий и иммунитетов должностных лиц консульств и дипломатических представительств.

Иммунитеты и привилегии можно разделять на учрежденческие и личные. К первым относятся неприкосновенность консульских помещений, если только там не случаются стихийные бедствия, например - пожар. Также неприкосновенны служебные архивы, переписка, имущество и средства передвижения, принадлежащие консульству. Учреждения освобождаются от обысков, реквизиций и прочих исполнительных действий, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Учреждения свободно могут общаться с правительством, консульствами и дипломатическими представительствами собственного государства, имеют право на вывешивание флага и укрепление на стене здания герба, а также и на автомобилях, принадлежащих консульству.

Личные иммунитеты

Личные привилегии и иммунитеты должностных лиц включают в себя личную неприкосновенность, свободу от предварительного заключения или ареста, если только не совершено особо тяжкое преступление. Консульские должностные лица могут подвергнуться тюремному заключению или к ним могут быть применимы другие формы ограничения свободы только при исполнении судебного решения, вступившего в свою законную силу. Абсолютно все служащие консульского учреждения освобождены от административной и судебной юрисдикции страны пребывания, если они находятся при выполнении консульских функций. Частные действия этих же лиц могут повлечь за собой применение соответствующих законов государства пребывания.

Сотрудник консульского отделения может быть вызван как свидетель по административным и судебным делам, но не обязан давать показания, относящиеся к вопросам, связанным с его деятельностью, также он не обязан предоставлять корреспонденцию, к этим вопросам относящуюся. Должностные лица и члены семей, что не касается только обслуживающего персонала, освобождаются от налогов и пошлин даже на предметы, предназначенные для личного пользования. Иммунитеты и привилегии консульств зависят от двусторонних конвенций. Таким образом создаются гарантии нормального выполнения обязанностей, что способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества между странами.

Консульские конвенции

Деятельность консульских учреждений всегда опирается на правовую основу, коей являются внутригосударственное законодательство, международные соглашения. Многостороннее соглашение, которое регламентирует консульскую службу разных стран, - Венская конвенция, ратифицированная СССР в 1989 году. В последние десятилетия всё более развивается межгосударственная практика заключения двусторонних конвенций, где регулируются консульские отношения между двумя договаривающимися странами.

У Российской Федерации на данный момент заключены консульские конвенции более чем с 70 странами. Помимо этого, практически все государства выработали собственные консульские уставы или другие нормативные акты, которые специально направлены на решение вопросов относительно этих служб. Первый устав появился в России в 1893 году и действовал до 1917-го. СССР принимал такой устав дважды - в 1926 и в 1976 годах. В настоящее время действует устав 1976 года.

В России

В Российской Федерации очень много дипломатических представительств и консульств иностранных государств. В Москве их представлено 145, включая не всеми признанные государства Южную Осетию и Абхазию. В Санкт-Петербурге расположено 56 консульских и дипломатических представительств, а в остальных городах страны - ещё 131 такое учреждение. Например, в Екатеринбурге их 26, а во Владивостоке - 20. Чуть меньше их в Калининграде - одиннадцать, в Казани - девять, в Новосибирске и Нижнем Новгороде - по восемь, в Ростове-на-Дону - семь. Краснодар, Иркутск, Астрахань, Сочи, Мурманск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Новороссийск, Омск, Красноярск, Самара, Псков, Тюмень, Смоленск, Ханты-Мансийск, Уфа, Волгоград, Архангельск, Липецк, Кызыл, Находка, Магнитогорск, Петрозаводск, Новый Уренгой, Улан-Удэ, Советск, Элиста, Череповец - все эти города и Московская область имеют на своей территории консульства разных стран.

Более всего интересуется нашей страной братская Белоруссия, она открыла на территории РФ четырнадцать своих представительств. На втором месте - Италия, восемь её консульств работают в наших городах. Третья ступень у Словакии - семь представительств. Южная Корея, Китай, Франция, Монголия и Германия имеют по пять консульств в городах России, а Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения и Венгрия - по четыре. Япония, Турция, Украина, Польша, Люксембург, Литва, Испания, Великобритания имеют на наших территориях по три представительства, а Чехия, Хорватия, Финляндия, США, Словения, Норвегия, Латвия, КНДР, Кипр, Иран, Греция, Вьетнам, Австрия открыли дипломатические и консульские учреждения в двух наших городах. И ещё двадцать пять стран - только в Москве.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные задачи консульской деятельности

1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности

Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

Статья 3. Установление консульских отношений

1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.

2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.

Статья 4. Осуществление консульской деятельности

1. Консульская деятельность осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (далее - консульские учреждения) и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации.

2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Статья 5. Консульские функции

1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

2. К консульским функциям относятся:

1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

7) совершение нотариальных действий;

8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.

Глава 2. Консульское учреждение

Статья 6. Статус консульского учреждения

1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.

3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.

4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.

5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

Статья 7. Классы консульских учреждений

Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Статья 8. Открытие консульского учреждения

1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.

Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации

1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.

3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.

4. Положения частей 1 - 3 настоящей статьи применяются с учетом международных договоров Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

Статья 11. Консульский архив

1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.

2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.

Статья 12. Режим работы консульского учреждения

Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

Глава 3. Консульские должностные лица

Статья 13. Статус консульского должностного лица

1. Консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций.

2. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Статья 14. Глава консульского учреждения

1. Главы консульских учреждений делятся на следующие классы: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

2. Глава консульского учреждения непосредственно руководит работой консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на консульское учреждение функций, устанавливает должностные обязанности работников консульского учреждения, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Глава консульского учреждения назначается на должность федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания.

4. Глава консульского учреждения при назначении на должность получает от федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, письменное полномочие (консульский патент).

5. На период отпуска или временной нетрудоспособности главы консульского учреждения, в случае досрочного прекращения его работы в консульском учреждении, а также в случае, если должность главы консульского учреждения окажется вакантной, исполнение обязанностей главы консульского учреждения возлагается на другое консульское должностное лицо данного или иного консульского учреждения в государстве пребывания либо на должностное лицо дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

6. Глава консульского учреждения обязан не реже одного раза в год совершать объезд своего консульского округа.

Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц

1. Консульские должностные лица, а также аккредитованные члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

2. Консульские должностные лица и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства пребывания, уважать местные обычаи и воздерживаться от любых действий, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

Глава 4. Действия по выполнению консульских функций

Статья 16. Консульские действия

1. Под консульскими действиями понимаются принимаемые консульским должностным лицом меры по выполнению консульских функций.

2. Консульское должностное лицо обращается в органы власти государства пребывания по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.

3. Действия (бездействие) или решения консульских должностных лиц могут быть обжалованы главе консульского учреждения, главе дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и (или) в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции от имени третьего государства только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и с согласия государства пребывания.

5. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции в третьем государстве только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, после уведомления государства пребывания и третьего государства, если данные государства не возражают против этого.

Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации

В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести

1. В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:

1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;

2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;

4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;

5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.

2. Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

3. Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

4. Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.

5. Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.

Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

1. По просьбе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо информирует их о порядке усыновления (удочерения), установленном законодательством Российской Федерации.

2. Консульское должностное лицо, которому стало известно о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации остался на территории консульского округа без попечения родителей, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, оказывает содействие органам опеки и попечительства в установлении над таким гражданином Российской Федерации опеки или попечительства и принимает меры по защите его имущественных и личных неимущественных прав.

3. Консульское должностное лицо, которому стало известно об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, в том числе об усыновлении (удочерении) в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и разъясняет соответствующим органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления (удочерения).

4. Консульское должностное лицо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории консульского округа, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных (удочеренных) граждан и о неблагополучии в семье усыновителей федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Консульское должностное лицо по согласованию с компетентными органами государства пребывания оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания содействие в установлении опеки или попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации.

6. По просьбе находящегося на территории консульского округа совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, консульское должностное лицо оказывает содействие в установлении над ним попечительства в форме патронажа в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания.

Статья 20. Консульские действия в случае утраты гражданином Российской Федерации документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию

1. В случае, если гражданин Российской Федерации утратил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо после проверки сведений о заявителе и подтверждения его принадлежности к гражданству Российской Федерации оформляет и выдает в установленном законодательством Российской Федерации порядке временный документ, удостоверяющий личность данного гражданина и дающий ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

2. В случае, если гражданин Российской Федерации оказался в государстве пребывания без средств к существованию и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо:

1) устанавливает наличие обязательств лица или организации, пригласивших данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием в данном государстве, и содействует их исполнению;

2) оказывает содействие в установлении контактов данного гражданина с членами его семьи, родственниками или иными лицами;

3) оказывает иную необходимую помощь в пределах своих полномочий.

Статья 21. Полномочия консульских должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Консульское должностное лицо в пределах своих полномочий принимает, рассматривает и оформляет документы по вопросам гражданства Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Консульское должностное лицо проверяет сведения, изложенные в заявлении по вопросам гражданства Российской Федерации, рассматривает представленные документы и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения.

Статья 22. Оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Консульское должностное лицо оформляет и выдает документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Оформление и выдача российских виз

Консульское должностное лицо оформляет и выдает российские визы иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Консульские действия по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации

1. Консульское учреждение осуществляет регистрацию (учет) граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа и обладающих на день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти активным избирательным правом, правом на участие в референдуме Российской Федерации.

2. Избирательный участок, участок референдума Российской Федерации для граждан Российской Федерации, находящихся на территории консульского округа, образуются главой консульского учреждения или главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

3. Дополнительные избирательные участки, участки референдума Российской Федерации вне помещений консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации образуются только с согласия органов власти государства пребывания.

4. В случае, если при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации в помещении консульского учреждения образуются избирательный участок, участок референдума Российской Федерации, консульское должностное лицо официально информирует об этом органы власти государства пребывания.

Статья 25. Консульские действия по государственной регистрации актов гражданского состояния

Консульские должностные лица:

1) производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

2) по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства:

а) принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

б) вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

в) выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния;

3) осуществляют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами

1. Консульское должностное лицо имеет право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять сделки (в том числе договоры, завещания, доверенности), кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории Российской Федерации;

2) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

3) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

4) свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;

5) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

6) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

7) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

8) удостоверять время предъявления документов;

9) совершать морские протесты;

10) принимать меры по охране наследственного имущества.

2. Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. Консульское должностное лицо, виновное в разглашении тайны совершения нотариальных действий, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов.

4. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений.

5. Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по его просьбе должны быть изложены в письменном виде причины отказа и разъяснен порядок его обжалования.

6. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Российской Федерации.

7. Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков).

8. Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Статья 27. Консульская легализация иностранных официальных документов

1. Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

2. Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.

3. Консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству Российской Федерации или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации.

4. Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на русский язык.

Статья 28. Истребование документов

1. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства консульское должностное лицо истребует от государственных органов Российской Федерации, организаций и учреждений, находящихся на территории Российской Федерации, документы о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже и другие документы, касающиеся прав и интересов заявителей.

2. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросам организаций и учреждений, находящихся на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо истребует от компетентных органов государства пребывания документы, касающиеся прав и интересов заявителей.

Статья 29. Консульские действия в отношении судов, военных кораблей, военно-вспомогательных судов и членов их экипажей

1. Консульское должностное лицо оказывает судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации (далее - суда), военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации (далее - корабли), находящимся на территории консульского округа, содействие в решении вопросов их взаимоотношений с компетентными органами консульского округа и вопросов материально-технического обеспечения.

2. Консульское должностное лицо вправе посещать судно (корабль) и информировать его капитана о законодательстве государства пребывания, местных обычаях, а также о том, что заход судна (корабля) в тот или иной порт представляется нежелательным, небезопасным или невозможным.

3. В случае принятия компетентными органами государства пребывания принудительных мер в отношении судна (корабля) или проведения расследования в отношении членов экипажа судна (корабля) консульское должностное лицо принимает необходимые меры по установлению контакта с капитаном судна (корабля) и (или) с другими членами экипажа судна (корабля) и добивается личного присутствия при проведении компетентными органами государства пребывания следственных действий или иных действий принудительного характера в отношении судна (корабля) и (или) членов его экипажа либо истребует от компетентных органов государства пребывания информацию об обстоятельствах и о результатах принятия таких мер.

4. В случае вызова компетентными органами государства пребывания капитана или другого члена экипажа судна (корабля) для дачи показаний на берегу по вопросам, касающимся судна (корабля) или его груза, применяются положения части 3 настоящей статьи.

5. В случае морских происшествий консульское должностное лицо принимает меры по оказанию необходимой помощи судну (кораблю), членам его экипажа и пассажирам, а также меры по охране судна (корабля), его имущества и груза.

6. Консульское должностное лицо вправе:

1) посещать судно и опрашивать его капитана и других членов экипажа об обстоятельствах плавания;

2) выяснять обстоятельства происшествий, имевших место во время плавания судна (корабля) или во время стоянки судна (корабля) в порту;

3) требовать от капитана судна предъявления судовых документов для ознакомления;

4) обращаться к капитану судна (корабля) за содействием в отправке в порты Российской Федерации граждан Российской Федерации, почты и грузов.

Статья 30. Выдача временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. По письменному заявлению заинтересованных лиц консульское должностное лицо выдает в отношении судов, приобретаемых за пределами Российской Федерации, временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Указанное временное свидетельство действительно с момента его выдачи до регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, Российском международном реестре судов или судовой книге, но не более чем шесть месяцев со дня выдачи.

2. Для оформления временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации заявитель в зависимости от оснований приобретения судна представляет документы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. В случае утраты во время нахождения судна за пределами Российской Федерации свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета консульское должностное лицо на основании заявления капитана судна выдает временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временный судовой билет, которые по прибытии судна в порт Российской Федерации подлежат передаче в течение десяти дней в орган, в котором зарегистрировано судно, для получения дубликатов утраченных судовых документов.

Статья 31. Консульские действия в отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей (бригад)

В отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и членов их экипажей (бригад), находящихся на территории консульского округа, применяются положения статьи 29 настоящего Федерального закона.

Статья 32. Консульские действия в области санитарной защиты

При появлении в пределах консульского округа карантинных инфекционных заболеваний консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, указав наименование района распространения заболевания, количество заболевших и противоэпидемические мероприятия, осуществляемые компетентными органами государства пребывания.

Статья 33. Консульские действия в области фитосанитарной защиты

1. При появлении в пределах консульского округа вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений-сорняков карантинного значения консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

2. В случае обращения граждан Российской Федерации консульское должностное лицо предупреждает их о необходимости предъявления при въезде в государство пребывания соответствующих фитосанитарных сертификатов на растения, продукты и сырье растительного происхождения, свидетельств о государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов, а также информирует заинтересованных лиц о правилах ввоза в представляемое государство семян, живых растений, посадочного материала, свежих плодов и овощей.

Статья 34. Консульские действия в области ветеринарной защиты

1. В случае угрозы распространения или распространения в пределах консульского округа массовых заболеваний животных, а также угрозы распространения или распространения болезней, общих для человека и животных, консульское должностное лицо незамедлительно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

2. В случае обращения граждан Российской Федерации консульское должностное лицо предупреждает их о необходимости предъявления при въезде в государство пребывания соответствующих ветеринарных сертификатов на животных, продукты и сырье животного происхождения, а также информирует заинтересованных лиц о правилах ввоза в представляемое государство животных.

Статья 35. Консульские действия по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений

1. Консульское должностное лицо ведет реестр российских воинских и гражданских захоронений, находящихся в пределах консульского округа, и на регулярной основе осуществляет мониторинг их состояния, при необходимости взаимодействуя с компетентными органами государства пребывания.

2. Консульское должностное лицо не реже одного раза в год представляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, предложения о принятии необходимых мер по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, находящихся в пределах консульского округа.

3. В случае причинения ущерба российским воинским или гражданским захоронениям, установленным на них памятникам, памятным знакам или другим мемориальным сооружениям, а также в случае возникновения угрозы причинения такого ущерба консульское должностное лицо извещает об этом федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и обращается в органы власти государства пребывания с требованием о принятии необходимых мер.

Статья 36. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов

1. За совершение консульскими должностными лицами консульских действий взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий.

2. Ставки консульских сборов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Тарифы сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, утверждаются главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания на основании единой методики расчета ставок указанных сборов, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

4. Граждане Российской Федерации освобождаются от уплаты сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением в отношении их консульских действий.

5. Глава дипломатического представительства Российской Федерации или глава консульского учреждения вправе понижать ставки консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, или освобождать от уплаты таких сборов отдельных лиц по их заявлениям, если указанные ими причины будут установлены и признаны уважительными.

6. От уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, освобождаются:

1) федеральные органы государственной власти;

2) физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.

7. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов, взимаемые за совершение консульскими должностными лицами консульских действий, учитываются и используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Почетный консул Российской Федерации

Статья 37. Статус почетного консула

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства.

Статья 38. Функции почетного консула

1. Почетный консул может выполнять следующие консульские функции:

1) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, обеспечение защиты их прав и интересов в рамках своей компетенции;

2) принятие мер по розыску граждан Российской Федерации, пропавших без вести на территории консульского округа;

3) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

4) принятие мер по охране прав и интересов постоянно проживающих на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

5) оказание необходимого содействия судам (кораблям), воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, и членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа.

2. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные функции почетного консула.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 39. Признание утратившими силу отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

Признать утратившими силу пункты 3, 4, 12 - 15 части первой статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357).

Статья 40. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года N 4146-IX "Об утверждении Консульского устава СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 27, ст. 404);

2) Закон СССР от 29 октября 1976 года N 4697-IX "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Консульского устава СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, N 44, ст. 633);

3) статью 4 раздела II Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1981 года N 3908-Х "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о международных отношениях и внешних экономических связях" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 7, ст. 156);

4) Закон СССР от 24 июня 1981 года N 5156-Х "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" в части, касающейся утверждения статьи 4 раздела II Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1981 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о международных отношениях и внешних экономических связях" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 840).

Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

  • 7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • Общие вопросы, связанные с установлением и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местонахождение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовал и в Украине в части, что не противоречит ее Конституции, до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.

    Главой консульского учреждения консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.

    Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, которые постоянно проживают в государстве нахождения консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которая их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которая их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, которые взимаются почетным консулом, идут в его прибыль. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов.

    Понятие и виды консульских учреждений

    Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.

    1)генеральное консульство,

    2)консульство,

    3)вице-консульство

    4) консульское агентство.

    Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространено открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульских отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.

    Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:

    1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

    2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

    3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

    4) выполнение административных и нотариальных функций;

    5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;

    6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;

    7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

    При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.

    В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.

    По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.

    Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, которые постоянно проживают на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.

    Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

    Персонал дипломатического представительства делится на три группы:

    дипломатический;

    административно-технический;

    обслуживающий.

    Функции дипломатических представительств устанавливает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

    представительство своего государства в стране пребывания;

    защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

    ведение переговоров с правительством страны пребывания;

    выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;

    поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

    КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - вид зарубежных органов внешних сношений государства, создаваемых с целью осуществления консульских функций на территории государства пребывания

    Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством. В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;



    Консульское учреждение имеет главу консульского учреждения, которым является лицо, которому поручено аккредитующим государством, действовать в этом качестве.

    Функции к онсульских учреждений в определенной степени отличаются от функций дипломатических представительств. В соответствии с положениями Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях консульскими функциями являются:

    а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

    б) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

    в) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания

    г) выдача, аннулирование, исправление, изъятие или задержание паспортов и других проездных документов гражданам представляемого государства и выдача, продление или аннулирование виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;



    д) оказание помощи и содействия гражданам и юридическим лицам представляемого государства;

    е) определение с помощью компетентных органов государства пребывания местонахождения граждан представляемого государства, когда речь идет об их имущественных или других интересах;

    ж) защита права граждан представляемого государства на срочный отъезд из государства пребывания при условии:

    з) выполнение любых других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или, если они предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и. государством пребывания.

    К функциям консульских учреждений относятся:

    1) информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

    2) информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

    3) учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

    4) консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

    5) паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

    6) выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

    7) консульская легализация,т. е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

    8) выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

    9) охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, особенно когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

    10) совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

    11) выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания, или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства. Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами. Важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, а также обычных средств связи с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.