Государственная собственность на землю. Право государственной собственности на землю Пределы распоряжения государства земельными участками

Определяющих правовой статус земель, собственником которых является РФ, относятся:

  • Гражданский кодекс РФ – раскрывает смысл термина “государственная собственность”.
  • Земельный кодекс РФ – основной кодифицированный источник земельного права в нашей стране. Дает определение земель, относящихся к собственности РФ.
  • ФЗ от 17.07.2001 №101 «О разграничении государственной собственности на землю» – определяет порядок проведения процедуры определения категорий госсобственности участков земли.

Собственность РФ (неважно, идет речь о РФ или отдельном регионе) на участки земли признается на правовом уровне с момента внесения записи о регистрации права собственности. Эта процедура проводится исключительно на основании следующих документов:

Судебные решения (по истечении срока на обжалование) по спорам, касающимся разграничения прав собственников на участки земли,
Акты, изданные Правительством РФ, утверждающие перечни участков земли, в отношении которых право собственности государства на землю возникает в ходе разграничения,

Основания, предусмотренные ст. 17 ЗК РФ:

  • признание действующими ФЗ принадлежности земельных участков к категории земель, принадлежащих государству,
  • приобретение РФ участков земли в соответствии с основаниями, предусмотренными ГК РФ.
Разграничение земель, чьим выступает , производится на основании ФЗ №101 и земельного кодекса. В ходе разграничения устанавливается, принадлежность земельного участка РФ, какому-либо региону, либо конкретному муниципалитету.

Виды собственности нашего государства на участки земли:

  1. федеральная. К этому виду собственности земли могут быть отнесены на основании федерального законодательства, процедуры разграничения гос. собственности на наделы, а также приобретенные на основании в соответствии с гражданским законодательством.
  2. собственность субъекта РФ.

Субъект федеральной собственности – Российская Федерация. Права от ее имени реализуются посредством полномочий, делегированных государственным органам в соответствии с их статусом.

К объектам федеральной собственности причислены земли:

  • входящие в совокупность угодий (лесной фонд) и/или образующие водный фонд страны,
  • являющиеся особо охраняемыми (на федеральном уровне) природными территориями,
  • приобретенные государством в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера,
  • занятые принадлежащими РФ водными объектами,
  • безопасности и оборонного значения,
  • не переданные в частное пользование земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения собственности РФ на землю.

Субъект региональной собственности – конкретный регион РФ. Все права в этом случае реализуют уполномоченные органы гос. власти.

Объекты земельного права, принадлежащие субъектам РФ на праве собственности (признанные согласно федеральному законодательству, полученные в ходе разграничения, а также приобретенные в соответствии с ГК РФ) :

  • участки с расположенным на них имуществом, принадлежащим субъекту РФ, не предоставленные частным лицам в собственность,
  • особо охраняемые на уровне субъекта РФ территории, собственник которых – регион РФ,
  • земли лесного/водного фондов, занятые водными объектами, принадлежащими регионам РФ,
  • земли, входящие в фонд перераспределения,
  • земли, на которых размещено имущество, принадлежащее РФ до момента перехода права собственности.

Пределы распоряжения государства земельными участками

К полномочиям государства в части распоряжения земельными участками относятся:

  • изъятие и/или резервирование участков земли для реализации потребностей РФ и/или субъектов,
  • наложение ограничений оборота земельных участков, а также прав всех категорий пользователей и собственников земельных участков.

Некоторые жилые дома и квартиры могут стоит несколько тысяч долларов за квадратный метр. Подробнее о самой дорогой недвижимости в мире читайте в .

Порядок передачи участка земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, принадлежащие государству, могут перейти в категорию муниципальной собственности на основании заявления, при условии расположения их на территории соответствующего МО.

Порядок передачи

Первоначальным этапом передачи надела в собственность МО обязательно должна быть подача в адрес исполнительного органа власти РФ, который реализует полномочия собственника имущества, соответствующего заявления.

Заявителем в этом случае выступает глава муниципального образования.

Орган исполнительной власти, получивший заявление, в течении 1 месяца обязан вынести решение о наличии возможности безвозмездной передачи в собственность МО указанного в заявлении участка. О принятом решении заявитель уведомляется письменно с приложением копии принятого решения. Помимо этого, орган, управомоченый в роли собственника, уведомляет о поступлении заявления и принятом решении единый институт развития в жилищной сфере.

В случае принятия положительного решения принимается также решение, в котором утверждается схема расположения соответствующего участка земли (при условии отсутствия проекта межевания территории).

Заявитель проводит (в случае необходимости) кадастровые работы, оплачивая их проведение за счет финансов местного бюджета.

Завершающей стадией процедуры передачи земельного участка является государственная регистрация права собственности на участок земли, перешедший к муниципалитету.

Достаточно длительное время в нашей стране земля, недра, воды, леса и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Такое положение обусловливало и неотчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.

Коренные преобразования в политической, социальной, экономической сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. С 1990 г. наметился отход законодателя от монополии государства на землю.

Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.

Государственная собственность делится на два вида: собственность РФ в целом (федеральная) и собственность субъектов РФ (региональная). Традиционно в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: государственные образования являются не только субъектом права собственности на землю, но и носителями права территориального верховенства как элемента принадлежащего им суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства, как пространственный предел политической государственной власти РФ или ее субъектов, распространяется на территории РФ или субъектов РФ, независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установления ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособ- ности земельных участков; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков и т.п. В то же время как собственник федеральных земель РФ наделена такими же правомочиями, как и другие собственники.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и субъектами РФ. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, в отношении федеральных земельных участков полномочия собственника реализует Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Правительство РФ может делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти и государственным органам исполнительной власти субъектов РФ. Однако до разграничения государственной собственности на землю, находящейся в государственной и муниципальной собственности, распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, законами соответствующих субъектов РФ может быть установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Иные правила могут быть предусмотрены законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Например, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено исключение из общего правила об определении компетентного органа по распоряжению земельными участками в зависимости от их формы собственности. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, применительно к которым приняты решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом такие решения должны быть приняты в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. в отношении не предоставленных в пользование или во владение гражданам или юридическим лицам либо предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Орган государственной власти субъекта РФ осуществляет переданные полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками в соответствии с требованиями, установленными в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с положениями Земельного кодекса в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся соответственно земельные участки:

  • признанные федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ федеральными законами;
  • приобретенные Российской Федерацией и субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • право собственности РФ и субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Кроме того, у субъектов РФ право собственности возникает в случае безвозмездной передачи им земельного участка из федеральной собственности. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Сегодня действует ряд федеральных законов, нормы которых определяют принадлежность земель РФ к субъектам РФ (или устанавливают принципы разграничения государственной собственности). Так, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» 1 установлено, что объектом федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ. В соответствии с ФЗ от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ч. 3 ст. 4).

Поскольку до недавнего времени в большинстве субъектов РФ разграничение земель между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не производилось, то многие земли должны относиться к категории неразграниченных государственных земельных участков. Исключение составляют земельные участки, которые закреплены на праве собственности за гражданами и юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

До 1 июля 2006 г. правовую основу разграничения государственной собственности на землю составляли нормы ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» , вступившие в силу с 21 января 2002 г. При этом названный Федеральный закон применялся в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Законом был установлен общий порядок разграничения федеральных земель, земель субъектов РФ и муниципальных земель, который включал несколько стадий. Во-первых, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливали перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности .

В эти перечни включались земельные участки в соответствии с основаниями, указанными в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Подготовленные перечни земельных участков в течение двух месяцев согласовывались органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Если в указанный срок орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления не принимал решение о согласовании перечней земельных участков либо не предоставлял в соответствии с установленными требованиями отказ в согласовании (перечень оспариваемых земельных участков), направленные для рассмотрения перечни земельных участков считались согласованными.

Во-вторых, подготовленные и согласованные перечни земельных участков, на которые соответственно возникало право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, утверждались Правительством РФ.

В-третьих, сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности, вносились в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

В-четвертых, право собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований регистрировалось в соответствии с федеральным законодательством. В качестве оснований государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований федеральный закон называл акты Правительства РФ (это акты ненормативного характера в форме распоряжений) и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Моментом возникновения права собственности являлась именно государственная регистрация права собственности на соответствующий земельный участок в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В основном разграничение государственной собственности на землю затронуло выделение федеральных земель. Изложенная процедура являлась весьма сложной и занимала значительное время. Например, подготовка одного перечня земельных участков при отсутствии спора и при наличии всех необходимых документов в среднем занимала 7-9 месяцев. По состоянию на начало 2006 г.

между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями было разграничено 0,3% сельскохозяйственных земель, 2% земель населенных пунктов, 46% земель промышленности, 0,1% земель водного фонда 1 . Это привело к тому, что с 1 июля 2006 г. ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу . В то же время законодатель специально подчеркнул, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

В современных условиях разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений Земельного кодекса РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и иных федеральных законов. Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки и после указанной даты.

Статистические данные показывают, что работа по разграничению государственной собственности на землю разных категорий, видов земель ведется неравномерно. Например, активные работы по разграничению земель ведутся в отношении земель железнодорожного транспорта, и объем работ на землях железнодорожного транспорта к 2011 г. выполнен в целом на 83,2%, а на землях промышленности - всего лишь на 17,3%. Доля разграниченных земель в городских населенных пунктах составила лишь 11,9% и сельских - 2,2% от площади земель, подлежащих разграничению.

Анализ данных об объеме работ, выражающихся в тысячах гектарах площади земель, на которых выполнен комплекс работ по формированию, государственному кадастровому учету земельных участков, а также регистрации соответствующего права, показывает, что процесс разграничения государственной собственности на землю займет достаточно длительное время.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю:

  • 1) к федеральной собственности относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
    • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
    • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  • 2) к собственности субъектов РФ относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
    • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;
  • 3) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
    • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
    • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.
  • 4) к собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ:
    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности городов федерального значения и соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти городов федерального значения и внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения;
    • земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
    • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга земельные участки и земли.

В тех случаях, когда земельные участки были признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ в силу прямого указания федеральных законов (ст. 17 ЗК РФ), разграничение государственной собственности не проводится.

Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 .

Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности («публичной» собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы только после перевода их в другую категорию. Монополизировав некоторые виды деятельности, соответственно только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например, предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).

Официальный сайт Роснедвижимости (http://www.kadastr.ru/news/ofTicial/132643).

  • ФЗ от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодексаРФ”, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1782.
  • СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3074.
  • Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собст­венности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автоном­ной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью. Аналогичная норма закреплена в ст. 16 ЗК РФ: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

    Пункт 3 ст. 214 ГК РФ указывает, что от имени Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ста­тье 125 ГК РФ, т.е. от имени Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации могут своими действиями приоб­ретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов.

    В соответствии со ст. 114 (пп. «г» ч. 1) Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

    Правительство РФ осуществляет права собственника Российской Федерации непосредственно, либо делегирует это право другим органам государственной власти. Так, согласно постановления Правительства РФ от 08.04.04 г. № 200 «Вопро­сы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», установлено, что указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Основными функциями Федерального агентства по управлению феде­ральным имуществом, в частности, являются: проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Рос­сийской Федерации, собственность субъектов Российской Фе­дерации и собственность муниципальных образований и ряд других.

    Статья 17 ЗК РФ устанавливает основания возникнове­ния права федеральной собственности на землю. В федераль­ной собственности находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собствен­ности на землю;
    • которые приобретены Российской Федерацией по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (указанный федеральный закон утратил силу - см. ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимае­мыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Статья 2 данного Закона установила, что право собст­венности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием госу­дарственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований яв­ляются акты Правительства Российской Федерации об утвер­ждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    В то же время, ст. 3 (п. 10) Федерального закона от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации» закрепляет правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю го­сударственная регистрация права государственной собствен­ности на землю для распоряжениями землями, являющимися государственной собственностью, не требуется. Распоряжение этими землями до того, как будет разграничена государствен­ная собственность на них, осуществляют органы местного са­моуправления, если законодательством не предусмотрено иное. До момента разграничения государственной собствен­ности Правительство РФ может определить порядок распоря­жения данными землями.

    Статья 3 Закона «О разграничении государственной соб­ственности на землю» относит к федеральной собственности земельные участки, включенные в состав:

    • земель лесного фонда, земель особо охраняемых при­родных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
    • земель сельскохозяйственного назначения; земель насе­ленных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государст­венной власти Российской Федерации, его территори­альному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органа­ми государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности зе­мельных участках располагается приватизированное не­движимое имущество, находившееся до его приватиза­ции в собственности Российской Федерации; под по­верхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
    • земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, нахо­дившееся до его приватизации в собственности Россий­ской Федерации.

    В собственности субъектов Российской Федерации, со­гласно ст. 18 ЗК РФ, находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собст­венности субъектов Российской Федерации на которые воз­никло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Феде­рации по основаниям, предусмотренным гражданским зако­нодательством.

    Кроме того, в собственности субъектов РФ могут нахо­диться не предоставленные в частную собственность земель­ные участки: занятые недвижимым имуществом, находящим­ся в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным уни­тарным предприятиям и государственным учреждениям, соз­данным органами государственной власти субъектов РФ; от­несенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящим­ся в собственности субъектов РФ в соответствии с федераль­ными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Россий­ской Федерации, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

    Основания внесения земельных участков в перечень зе­мельных участков, на которые у субъектов Российской Феде­рации возникает право собственности, определены в ст. 4 Фе­дерального закона «О разграничении государственной собст­венности на землю». Таковым основанием является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель вод­ного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышлен­ности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин­форматики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое иму­щество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти зе­мельные участки предоставлены органу государственной вла­сти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, которые созданы органами государ­ственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверх­ностью этих земельных участков находятся участки недр ре­гионального значения; фонда перераспределения земель; зе­мель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находя­щееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за грани­цами муниципальных образований, за исключением, установ­ленным настоящим Федеральным законом (ст. 18).

    В субъектах Российской Федерации - городах федераль­ного значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохране­ния единства городского хозяйства основанием внесения зе­мельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает пра­во собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

    Что касается оснований прекращения права государ­ственной собственности на землю, то наиболее распростра­ненным основанием является предоставление земель, нахо­дящихся в государственной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Статья 15 ЗК РФ указы­вает, что земельные участки, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, могут быть предос­тавлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    Статья 29 ЗК РФ закрепляет систему исполнительных органов государственной власти и органов местного само­управления, которые вправе предоставлять земельные участ­ки гражданам и юридическим лицам. Предоставление ука­занным лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправле­ния, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответст­вии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.

    Административный акт (постановление), на основании которого в последующем заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка, образуют юридический состав, служащий основанием приобретения соответствующих прав на землю. В некоторых случаях таким основанием является только решении соответствующего органа, например, при пре­доставлении государственному учреждению земельного участ­ка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании статей 30-34 ЗК РФ, причем выделяют порядок предоставления указанных зе­мель для строительства и для целей, не связанных со строи­тельством (ст. 34 ЗК РФ).

    Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципаль­ной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, причем ЗК РФ предусматривает две проце­дуры такого предоставления: без предварительного согласо­вания мест размещения объектов; с предварительным согла­сованием мест размещения объектов.

    Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест раз­мещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 11.11.02 г. № 808 утвер­ждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собст­венности земельных участков или правила заключения дого­воров аренды таких земельных участков.

    Предоставление же земельных участков для строитель­ства с предварительным согласованием мест размещения объ­ектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ (государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.) - в постоянное (бессрочное) пользование.

    Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объек­та осуществляется в следующем порядке:

    1. проведение работ по формированию земельного участ­ка, включающего в себя:

    • подготовку проекта границ земельного участка и уста­новление его границ на местности;
    • определение разрешенного использования земельного участка;
    • определение технических условий подключения объек­тов к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
    • публикацию сообщения о проведении торгов (конкур­сов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

    2. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;

    3. проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставле­ние земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражда­нина или юридического лица, заинтересованных в пре­доставлении земельного участка. Передача земельных
    участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

    4. подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

    1. выбор земельного участка и принятие в порядке, уста­новленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предваритель­ном согласовании места размещения объекта;
    2. проведение работ по формированию земельного участка;
    3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;
    4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установ­ленными статьей 32 ЗК РФ.

    Решение уполномоченного на то исполнительного орга­на государственной власти или органа местного самоуправле­ния о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

    1. государственной регистрации права постоянного (бес­срочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
    2. заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земель­ный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
    3. заключения договора аренды земельного участка и госу­дарственной регистрации данного договора при переда­че земельного участка в аренду.

    Решение или выписка из него о предоставлении земель­ного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. В случае отказа в предоставлении земельного уча­стка для строительства такое решение может быть обжаловано заявителем в суд.

    Если суд признает недействительным отказа в предос­тавлении земельного участка для строительства, то в своем решении он обязывает соответствующий исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправле­ния предоставить земельный участок с указанием срока и ус­ловий его предоставления.

    Необходимо отметить, что предварительное согласова­ние места размещения объекта не проводится при размеще­нии объекта в городском или сельском поселении в соответст­вии с градостроительной документацией о застройке и пра­вилами землепользования и застройки (зонированием терри­торий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:
    собственность РФ (федеральную собственность);
    собственность субъектов РФ;
    собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
    Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).
    От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: 1)в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием зе-
    мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса; 2) в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
    Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на
    землю».
    Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.
    Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие" законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:
    приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.
    пускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.
    Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
    ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото- способности земельных участков, в ст. 37 - особенности порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
    Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю.
    Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
    Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).
    природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
    Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
    Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
    Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.
    Особенность права собственности на землю в России - виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла- CD дающего правами на землю, устанавливается объем т""~ прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
    Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:
    доминирующим субъектом отношений собственно-сти выступают граждане;
    большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения;
    при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.
    Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

    В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.

    Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Государственная собственность.

    Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом.

    Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

    При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

    Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

    Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

    Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

    Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

    В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

    Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

    Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

    Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.